1986-й год - Вертолёт "Ми-26", бортовой номер "42-Жёлтый". Вертолёты "Ми-26" 373 ОВП базировались в Забайкалье (373-й Отдельный Вертолетный Полк - 21 км. пос. Суджа, г. Кяхта).
Из воспоминаний Полковника Олега Георгиевича Чичкова:
"Я в те дни был на рыбалке на озере Кено. Наверное, на второй день после аварии я прочитал в газете маленькую заметочку о происшествии в Чернобыле, но особого внимания на неё не обратил. На следующий день сижу, рыбачу — приезжает "УАЗик", бежит порученец: "Срочно в штаб!" Явился в штаб, а мне говорят: "Подбирай Лётчиков получше, с "Ми-26" и в Чернобыль. Там дело плохо — надо спасать!"
Лётчиков самолётом перебросили в Чернигов, в Украину. Олег Чичков объясняет, почему экипажи для "Ми-26" пришлось собирать так издалека. На тот момент во всём Союзе, по его подсчётам, было лишь около тридцати экипажей, которые умели управлять этим Вертолётом так, чтобы ещё и справляться с грузами на подвеске.
С Вертолётов в Чернобыле сбрасывали свинец, доломит, борную кислоту в мешках — всё, что могло погасить огонь и уменьшить выбросы радиоактивных веществ.
— У Вертолёта "Ми-26" три телекамеры — это позволяло сбрасывать грузы предельно точно, лётчик из кабины видел всё, что нужно, — объясняет Олег Чичков. — А другие Вертолёты ещё надо было "наводить": На крышу гостиницы "Припять" сажали наводчика, позади летел Вертолёт-наводчик… А, наша машина была и точная, и герметичная.
На борту "Ми-26" стояли радиометрические счётчики. Крайнее положение стрелки предусматривало 600 рентген — во время полётов над реактором она частенько зашкаливала, особенно в первые дни.
База для лётчиков размещалась на окраине Чернобыля, в четырнадцати километрах южнее АЭС. На эту площадку привозили грузы для сбрасывания в реактор.
— Значит, три полёта — и всё, экипаж надо убирать. Где же столько наберёшь людей?! Мы не считали, сколько раз мы летали на реактор, — порой, может, и десять раз за день. Работать надо было. Может, первые партии экипажей и летали по три раза, а потом "снимались"… Но мы были на "Ми-26" последними, подменять нас было некому. Знаю, что лётчиков до нас, которые набирали больше 24 рентген, отправляли в ЦНИАГИ (Ц
ентральный Научно-Исследовательский Авиационный Госпиталь).
После того, как огонь в реакторе затух, лётчики занялись дезактивацией местности — на всей площади АЭС и в радиусе 30 километров надо было поливать землю специальной смесью. На Вертолётном Заводе в городе Ростов-на-Дону изготовили специальное приспособление: К "брюху" Вертолёта крепилась штанга с отверстиями, в грузовой кабине — дополнительные баки.
Вертолёты "Ми-26" присылали прямо с завода. Несколько из них приберегли для чистых работ, остальные использовали по полной.