ПОВОД ПОЖАТЬ ДРУГ ДРУГУ РУКИ!
16 апреля в Санкт-Петербурге силами МЧС была проведена уникальная операция. При помощи транспортного вертолета Ми-26 с территории аэродрома «Пулково» на учебно-тренировочный полигон «Санкт-Петербургского учебного центра Федеральной противопожарной службы» в Рыбацком был доставлен самолет ТУ-134, «Туполёнок», как ласково называют его авиаторы (в отличие от большого «Туполя» - ТУ-154).
Списанную машину передала питерским пожарным для тренировок ГТК «Россия». Этого события в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ждали почти три года. А идейным вдохновителем "проекта" стал начальник Главного управления генерал-майор внутренней службы Беляев Леонид Анатольевич.
Когда летом 2008 года стало известно, что подходящий самолет появился, началась подготовка к операции. Расстояние от Пулково до Рыбацкого совсем небольшое – по прямой всего 15 километров. Но доставить такой габаритный груз по земле оказалось не реально: если только разрезать… А поскольку в условиях учебно-тренировочного полигона вернуть все в первоначальное состояние физически невозможно, такой вариант транспортировки даже не рассматривался. Оставалось одно – по воздуху. Выяснили, что такое под силу только одной единственной машине – транспортному вертолету Ми-26. Несколько таких вертолетов есть и в распоряжении МЧС. Выбор пал на Ми-26, принадлежащий Авиабазе МЧС России, дислоцированной в городе Владимире.Командир вертолетного отряда, подполковник Абрамов Алексей Борисович, летчик с почти 20-летним опытом работы на вертолетах, решил возглавить эту сложнейшую операцию сам. Сначала все расчеты велись на бумаге.
Самое время сделать небольшое отступление и рассказать об этой удивительной машине, не имеющей аналогов во всем мире. Ми-26 был разработан в ОКБ М.Л. Миля. Впервые его поднял в воздух летчик-испытатель Г.Р.Карапетян. Это произошло 14 декабря 1977 года. А 25 октября 1980 года воздушные просторы отправился покорять первый серийный Ми-26, построенный на Ростовском вертолетном производственном объединении. С тех пор это предприятие выпустило около 310 таких машин. И до сих пор они являются самыми крупными транспортными вертолетами в мире. Их грузоподъемность – 20 тонн груза, который можно перевозить как внутри грузовой кабины, так и на внешней подвеске. Ми-26 в своих различных модификациях используется при проведении военных действий и в миротворческих операциях, при поисково-спасательных и сложных строительно-монтажных работах. На его счету несколько мировых рекордов по высоте и грузоподъемности.
Но вернемся к подготовке нашей операции. Примерно за месяц до намеченной даты экипаж приехал в Петербург, чтобы сделать прикидки на месте. Проблема была в том, что исходный вес пустого самолета составлял 29 тонн, и намного превышал грузоподъемность вертолета. Летчики пояснили спасателям, каким образом можно облегчить самолет, где должны быть расположены узлы подцепки, а также осмотрели площадку будущего приземления ТУ-134.
Месяц напряженной работы пролетел незаметно. На исходе дня, предшествующего намеченной дате, экипаж Алексея Абрамова приземлился в аэропорту «Пулково». Они еще раз осмотрели самолет, проверили узлы крепления тросов и сами тросы. Для летчиков это, все равно, что для пожарного проверить свой противогаз перед «сутками». Ведь в самый ответственный момент не должно возникнуть никаких непредвиденных ситуаций. Тогда же утвердили и маршрут полета. Он был проложен таким образом, чтобы облететь населенные пункты и автотрассы, поскольку при возникновении нештатной ситуации, экипаж обязан сбросить груз, перемещаемый на внешней подвеске. Таково требование инструкции по выполнению полетов.
Итак, последние приготовления были закончены. Оставалось ждать только следующего дня и надеяться, что положительный прогноз синоптиков оправдается.
Начало операции было назначено на 09:50. Но «питерская» погода все-таки внесла свои коррективы. Ей это оказалось не сложно: ведь метеоусловия, при которых возможно проведение такой операции, имеют жесткие ограничения. Например, скорость ветра не должна превышать 6 м/с. А он все не стихал…
Начались томительные минуты ожидания, затем часы… Как для тех, кто ждал взлета вертолета с грузом в Пулково, так и для встречающих его на полигоне в Рыбацком.
Несмотря на яркое весеннее солнышко, ветер был холодный и пронизывающий. Через полчаса ожидания замерзших журналистов собрали в учебном классе полигона и напоили горячим чаем. Сначала все шутили, строили предположения о возможном времени начала операции и об ее исходе. Некоторые откровенно сомневались, что Ми-26 сможет поднять такой тяжелый груз. Потом между журналистами завязался спор о количестве винтов у этого типа вертолетов. Когда стало ясно, что часом-двумя все не обойдется, кто-то решил даже прилечь поспать. Но чтобы уйти – ни у кого даже мысли не возникло.
Обособленно в общей массе смотрелись два человека, которые с улыбкой на глазах слушали разглагольствования на заданную тему. Это были члены экипажа вертолета. Их задачей было отцепить приземлившийся самолет от тросов, а общаться раньше времени с журналистами в планы не входило. На лицах мужчин читалось невозмутимое спокойствие. Уж они-то знают, что значит ждать, и умеют это делать.
Когда ближе к двум часам на полигоне появились бойцы спецчасти, облаченные в боевую одежду, все заметно оживились. Многие журналисты знают этих героев в лицо. И уж если «спецы» здесь, то это верный знак, что скоро что-то будет. Между тем и из «Пулково» пришло обнадеживающее известие – ветер в пределах нормы, вертолет стоит на прогреве, и диспетчеры по возможности дадут «коридор» минут через пятнадцать.
Так и случилось – в 15:00 Ми-26 поднялся в воздух и завис точно над Ту-134. В считанные секунды были подцеплены все тросы. Для начала самолет приподняли всего на несколько метров – это было сделано, чтобы окончательно его взвесить. Но здесь возникла интересная ситуация – самолет обернулся вокруг своей оси и теперь стоял хвостом по ходу движения. В таком положении его снова опустили на землю. А через три минуты, когда диспетчер дал отмашку, винтокрылый тандем стал уверенно набирать высоту. У непосвященных в такие дела очевидцев замерло сердце и от страха перехватило дыхание: как же он хвостом-то вперед?.. Все ли у них там нормально? К счастью, все оказалось нормально. Как только вертолет начал движение по курсу, самолет дал крен на правое крыло, принял нормальное положение и отправился в свой последний полет, на персональный аэродром в Рыбацком.
Полет предполагалось выполнять на высоте ста метров, однако большое количество линий электропередач заставило летчиков подняться до двухсот.
Через 15 минут над верхушками деревьев близ учебно-тренировочного полигона показался вертолет. Хотя нет, сначала все услышали звук, нарастающий и такой гулкий, что сразу было понятно, что летит что-то очень тяжелое. Казалось, что вертолет не летит, а плывет. А под ним огромный самолет…
Финальный момент операции запомнился всем и надолго. С первого раза приземлить самолет не получилось – ветер у земли поменял свое направление, тяжелую машину стало разворачивать, и командир экипажа, дабы не создавать аварийную ситуацию, принял решение уйти на второй заход.
А со второй попытки, уже зная, как поведет себя необычный груз, Ту-134 очень аккуратно поставили точно в намеченное место. Все было сделано ювелирно. Однако, встречающим досталось по полной программе – разлетевшиеся по всему полю офицерские фуражки, песок в глазах, растрепанные волосы, запыленные объективы фото- и видеокамер… Но никто не роптал. 5 часов ожидания и купание в песчаном урагане были несравненно низкой платой за испытанный восторг от увиденного.
За журналистов можно с большой уверенностью сказать, что такой «картинки» еще долго никто не подснимет. В тот же день фото и видеорепортажи из Санкт-Петербурга разлетелись по всему миру. Об этом вещали отечественные и зарубежные агентства. А потом жителям Петербурга сыпались телефонные звонки из Швеции, Израиля и ряда других стран. Восторгу не было предела.
И только летчики и спасатели Петербурга сдержанно улыбались и просто жали друг другу руки: не к лицу настоящим мужчинам бурно выражать свои эмоции…
Ольга СЕМЕНОВА
Пресс-служба ГУ МЧС России
по Санкт-Петербургу