...когда «Трансаэро» получит свои Ту-214?
— Производство самолетов Ту-214 для авиакомпании «Транс¬аэро» нерентабельно. Контракт не прекращен, он остается в силе, и мы его не планируем разрывать, но мы хотим предложить его реформировать на новый тип воздушных судов. Мы остановили производство самолетов Ту-214 для коммерческих заказчиков и планируем их использовать только как платформу для различных вариантов специальных самолетов.
Сейчас на Казанском заводе делается пять вариантов на базе Ту-214 для УДП и Министерства обороны. Для УДП уже создана модификация СР (самолет-ретранслятор), которая эксплуатируется с 2009 года в специальном отряде. С 2010 года начнутся поставки модификации ПУ (пункт управления). В 2011 году появится модификация СУС (специальный узел связи). Для Министерства обороны на базе Ту-214 будет создан вариант ОН («Открытое небо») для контроля над соблюдением международных договоров. Ту-214 для специальных версий подходит как уникальная платформа по продолжительности и дальности полета. Самолеты могут находиться в воздухе более 13 ч с соответствующей дальностью полета. За рубежом подобное направление активно развивают Airbus на базе самолетов А320 и Boeing на базе 737. Но себестоимость производства этих самолетов очень высокая и для коммерческих поставок труднореализуемая.
«Авиастар-СП» без работы не останется
— Будет ли временно закрыт завод «Авиастар-СП»? Какие на сегодняшний день у завода есть контракты?
— Вообще непонятно, откуда возник такой вопрос. Конечно, работа «Авиастара» не будет остановлена ни на один день. Но, видимо, нам придется скорректировать планы на 2010 год в сторону уменьшения. Недавно выполнен контракт по поставке двух грузовых самолетов в авиакомпанию «Авиастар-Ту». Сейчас этой авиакомпании запретили пассажирские перевозки из-за того, что у них остался один самолет. Насколько я знаю, они ищут второй или планируют отдать кому-то свой, чтобы он участвовал в перевозках.
Из поставок, которые мы планировали, не подтвердилась поставка одного самолета авиакомпании Red Wings. Мы поставили этот самолет в Северную Корею. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими заказчиками как внутри страны, так и за рубежом о по¬ставках самолетов в классической версии Ту-204-100 и Ту-204-100Е. С кем успеем договориться, тем и поставим. Поэтому непонятно, сколько самолетов будет продано в этом году. Кроме того, «Авиастар» занимается строительством самолетов Ту-204СМ для авиакомпании «Атлант-Союз» и еще рядом контрактов, которые пока не подтверждены. Однако мы запустили производство самолетов Ту-204-100 и Ту-204-300, даже не имея заказчиков, будучи уверенными, что мы их найдем в ближайшее время.
Сейчас мы имеем заявку, которая преобразуется в конце этого или в начале следующего года в контракт на постройку двух самолетов Ту-204-300 для УДП.
...
— На какой стадии реализации проекта Ту-204СМ? Что будет с контрактом на по¬ставку их в Иран в связи с позицией американской стороны по двигателю ПС-90А2?
— Этот самолет, безусловно, будет. В апреле закончена передача документации с ОАО «Туполев» на «Авиастар». Первые два самолета уже находятся на «Авиастаре» на сборке. По нашим планам мы должны в этом году начать летные испытания. Я думаю, мы эти планы выдержим, хоть они и связаны с нашими смежниками — двигателистами. Поставки планируются с конца 2011 года. Контракт с Iran Air Tour окончательно не вступил в силу.
Действительно, есть позиция Pratt & Whitney по поставке ПС-90А2 в Иран. С ними сейчас ведем консультации. Если мы не сможем решить эту проблему, в Иран могут быть поставлены самолеты с двигателями, созданными без участия Pratt & Whitney, — ПС-90А. Эти двигатели взаимозаменяемые, и доработки самолета под ПС-90А не потребуется. Но в целом активность переговоров с Ираном заметно снизилась. Поэтому если раньше планировали, что стартовым заказчиком на Ту-204СМ с двигателями ПС-90А2 будет Iran Air Tour, то сейчас для себя мы приняли решение и согласовали его с «Атлант-Союзом», что стартовым заказчиком будет эта авиакомпания.