Реестр Ту-22

Модератор темы: APKAH, blinder1
Фэнсеру. Штаб дивизии 15 тбад в которую входил 341тбап находился в Озёрном, в составе дивизии были 260тбап, аэр. Стрый и 251тбап аэр.Белая Церковь но они были на Ту-16. А 121тбап, аэр. Мачулище и 203тбап аэр. Барановичи на Ту-22 входили в состав 22тбад которая находилась в Бобруйске, в Бобруйске был полк на Ту-16 номер не помню. Большинство рук. состава дивизий были лётчики, штурманы и другие специалисты имевшие допуск к полётам конечно летали. Надо отдельно сказать о полётах в Афган Ту-16 и Ту-22м2 в некоторых изданиях о боевом применении авиации проскакивает что мол их удары были не эффективны и носили больше политический характер, я с этим не согласен. Мощный удар по большой площади приводил к разрушению троп и дорог а разное время взрыва фугасных бомб сильно деморализовал духов, изнурял, потому что неизвестно где ещё рванёт и засыпит или разрушит тропу прихватив и тебя. Что бы передвигаться надо восстанавливать дорогу(тропу) а это время. Если вам не давать спать несколько суток то можете представить вашу боеспособность. Ещё была опубликована фотография с прицела где точка прицеливания не находилась над над целью и написано вот мол как бомбили лишь бы сбросить бомбы, за это хотелось бы спросит у автора а он знаком с бомбометанием по выносной точке прицеливания. Это когда выбирается характерный ориентир и по нему производится прицеливание а в автомат уже введены данные что бы бомбы упали в цель. такго
 
Чупин, а на каких высотах - дальностях- удалениях от населенных пунктов вашим самолетам разрешали предолевать звуковой барьер и выходить на сверхзвук? Я смотрю прощальное видео с Мачулищ, где в инструктаже экипажам категорически запрещают подходить к Минску ближе чем на 50 км. Это у каждого города так было?

Какие у вас были запасные аэродромы по прибалтийской зоне если вы летали в северном направлении? Только Шяуляй и Тарту? Просто был случай, когда здесь в Паневежисе пытался сесть 3М с горящим двигателем, командир корабля запросил о длине ВПП, обматерил в эфире руководителя полетов и ушел на Шяуляй (там полоса 3500).

А насчет коврового бомбометания - полностью с вами согласен. Тактика для деморализации противника всегда успешно применялась.
 
Чупин, расскажите еще пожалуйста как осуществлялось прицеливание при бомбометании свободнопадающими бомбами? Штурман ставил прицельную марку на цель и давал команды экипажу для вывода самолета в точку сброса? Была ли возможность вести обьективный контроль попаданий (наблюдать разрывы на цели) со своего самолета? Блокировалась ли система сброса как-нибудь до момента выхода на точку сброса бомб (автоматикой или командиром корабля) ?
 
По поводу Ту-22 из Озерного в середине 90-х в Василькове был передан Ту22 из Озёрного где и был утилизирован перед американцами. Вопрос такой какой это был бортовой номер???? И точная дата?
 
Фэнсеру и blinder1. - На сверхзвуке на Ту-22 летали только в контрольных полётах на м-1,15 и на высотах выше 11 000м на спарке и при облётах. В Озёрном для этого использовалась зона №3, в неё шли на север от Житомира к границе с Белоруссией и на юг до Винницы. На моей памяти есть один случай когда сели в Моздоке ( на жаргоне дальников "Мьюздок") а обратно не давали нам эшелон 10 000м, была пятница, комполка Витязев В. Д. который не захотел сидеть до понедельника т.к. в субботу и воскресенье перелёты были запрещены. Как то быстро он принимает решение лететь в Озёрное на высоте 11 300м на сверхзвуке, в то время проблем с топливом не было, дозаправились и полетели. Это единственный на моей памяти случай. А ограничений по дальности населённых пунктов не было была только высота не ниже 11 000м.
Запасными аэродромами в Прибалтике были Чкаловск, Тарту, Сольцы.
О работе на боевом пути- этим занимался штурман, лётчик только контролировал его работу по его докладам, выдерживая режим (высота, скорость) при этом штурман брал управление самолётом на автопилоте на себя. Подробнее надо что бы рассказал кто нибудь из штурманов.
В Васильков перегонял Ту-22 из Озёрного Коля Кирий, якобы для музея, какой № борта и дату надо спросить у него, в настоящее время он живёт в Озёрном.
 
Чупин, спасибо, очень интересно рассказываете. Избороздили вы на "Шиле" видно весь западный СССР и Варшавский блок не меньше Хорошо иметь такую работу.

Расскажите еще пожалуйста как происходило взаимодействие с истребительной авиацией, были ли так называемые группы прикрытия на учениях? В чью задачу входила постановка помех вероятному противнику - разведывательным вариантам ваших Ту-22, или разведчики этим не занимались?

Еще вот что хочу спросить, какая у вас была практическая досягаемость по дальности полета из Озерного без дозаправки в ракетоносном варианте (с подвешенной Х-22) в километрах? Были ли какие-либо расчеты на такой сценарий? Можно ли было взлететь с Озерного, совершить пуск Х-22 скажем по базе США Рамштайн в Западной Германии без промежуточной посадки для дозаправки в пути? (сохраняя элемент внезапности)
 
Чупин, скажите еще пожалуйста, что случилось с личным составом вашего полка в Озерном после 1993 года? Принял ли кто-нибудь украинскую присягу? Куда поехали дослуживать те кто не принял? В прибалтийских полках ВВС люди оставили семьи в Прибалтике, поехали дослужили в Россию (параллельно получив там в России квартиры), и вернулись с большими пенсиями. Майоры-технари получают по 900 долларов пенсии (правда там надбавки за Афган включены), живут намного лучше местного населения
 
Фэнсер,
В 80-х годах ИА как прикрытие с нами не летали но нам давали их позывные и радиоканал взаимодействия да их тактический радиус в то время не позволял нас сопровождать за условную линию фронта. А вот когда появились Су-27 то они уже сопровождали особенно на Севере. В каждом ракетоносном полку была своя аэ Ту-22п а они летали внутри боевых порядков Ту-22к и должны были ставить помехи ИА и ЗРК. О том какие это были помехи можно судить по Афганистану РЛС Пакистана, Ирана были парализованы, телевидение и телефонная связь нарушена когда пара Ту-22п прикрывала Ту-16 или Ту-22м2 но это раскрывало что сейчас будут наносить удар Дальники.
Радиуса действия Ту-22к с Х-22 без дозаправки в воздухе хватало что бы с Озёрного достать АМГ американского флота в Средиземном море в зоне его боевого патрулирования. Целей на сухопутной территории не было. Х-22 в то время считалась очень сильным средством против кораблей, говорили что это спровоцировало создание F-14 для борьбы с нами, для более дальнего перехвата. А о внезапности удара речь не шла всегда был и будет период подозрительности на военные мероприятия в НАТО когда приводятся в повышенную степень боеготовности т.е. самолёты заправлены а мы где то рядом, они ждут событий и мы.
Я уже не служил в Озёрном когда полк переходил под знамя Украины, но я общался с однополчанами это был серьёзный вопрос как быть? У кого были родственники в России те уехали но много и осталось по разным причинам и они верили что всё таки мы братские народы и не будет раздора за который мне стыдно. У кого было право на пенсию уволились остальные дослужили и вернулись на Украину и Белоруссию уже пенсионерами РФ. Через год после того как полк стал Украинским мы собираемся ежегодно в Москве, это происходит с поднятием флага ВВС СССР, докладом последнему командиру полка и далее общение.
 
Чупин, очень правильно что вы поддерживаете традиции ваших полков. Это было действительно боевое братство, занимавшееся делом а не канцелярским перегрызением глоток в штабах, и за это вам авиаторам всегда почет и уважение - чтобы не говорили тут всякие "поклонники НАТО" и прочие. Технический персонал правда спился, говорю об этом ответственно, по крайней мере от частей ВТА в Прибалтике все частные гаражные кооперативы уже лет 20 как ялвяются местами пьянок военных-пенсионеров технарей (трезвыми я по-крайней мере там их редко видел). До сих пор многие носят синие летные куртки (те что с крыльями на рукаве). Но РФовские летные пенсии у майоров и выше действительно большие (даже для вступившей в ЕС Прибалтики с ее космическими ценами). Моя мать получает вдовью пенсию (около 400 долларов в руки) за отца-пополковника от МО РФ и сама говорит, что ни на литовскую, на на украинскую ее не поменяет.
 
Чупин, извините еще за один такой дилетанский вопрос, чем же все-таки так страшна высокая посадочная скорость "Шила"? Тем, что можно было сбить стойки шасси при касании или вылететь за пределы полосы при несрабатывании тормозных парашутов? Мне кажется, что сажать самолет со стандартной скоростью 190-210 как раз и есть неприятно, запас маневренности - ноль, реакция на управление ноль, переиграл с тангажом и вьехал в полосу. Поправьте конечно если что не так написал.

У "Шила" ведь на глиссаде должен был быть неслабый запас управляемости (скорость-то приличная).
 
Сама посадочная скорость 300-330км/ч не опасна, суть в том что надо ДПРМ пройти на 400 и погасить её так что бы перед выравниванием была 360 а в момент касания 300 ( и до 330 в зависимости от веса). А это происходит скоротечно я бы сказал слишком быстро. Если допустишь скорость перед касанием 290 то жди что самолёт сядет с перегрузкой 2,0 а это "двойка". Поломок шасси не было а вот если сел с перегрузкой более 2,1 то ломался кронштейн створок основных стоек шасси, и самолёт заруливал с открывшимися створками, кронштейн менялся на стоянке силами технического экипажа. Быстротечность посадки и есть строгое место Ту-22. Немного подробнее о посадке посмотрите в "Ярком самолёте Ту-22" стр 46-47. Ту-22 с БПРМ спокойно уходил на 2-й круг, ниже я не пробовал двигатели не успевали выйти на максимальный бесфорсажный режим.
Подскажите как здесь поместить фото планов полёта лётчика у меня сохранилось несколько?
 
Чупин, Вы можете вставить изображение через сервис foto.radikal.ru

Загрузите его туда и вставьте интернет ссылку (вам там дадут несколько) - в свое сообщение здесь.
 
Чупин, пересматриваю видео полетов из Барановичей - подскажите пожалуйста, что это за красная кнопка на штурвале сверху слева. Сброс - пуск (применение оружия) ? - на видео внизу на 08:00 Правда там полет вроде на спарке идет...

http://www.youtube.com/watch?v=NIvi609tV-4#t=04m06s
 
подскажите пожалуйста, что это за красная кнопка на штурвале
Пока не ответили предположу, что это аварийное отключение автопилота.
А меня такой вопрос мучает после просмотров: почему стрелки трехстрелочных моторных индикаторов под тахометром на механическом нуле?
 
airomsk,

Вообще-то, насколько я знаю автопилоты всегда конструируют так, чтобы их можно было деактивировать простым воздействием на штурвал. Кнопочка во многих случаях будет неудобна, может я неправ, Чупин поправит.

А вообще по "Шилу" Ту-22 - чем больше изучаю сейчас этот самолет, тем больше он мне нравится. Просто среди авиаторов (помню еще со времени службы отца) есть некоторая зацикленность на моделях Ту-22М, мол "Бэкфайр" есть "Бэкфайр", им все всегда восторгались, в то время как "Шило" ставили в сторонку. На мой взгляд, незаслуженно, машина красивейшая, с интереснейшей компоновкой планера, посадка двигателей тоже уникальная (хотя техники как говорят были ей недовольны).

Вообще тяжелый сверхзвуковой бомбер - это шарм и шик боевой авиации. Элита
 
Чупин, и еще расскажите пожалуйста, какими были ваши действия как пилота после сброса бомб на полигоне? Делали противоракетный (РЛСный) маневр? Разгон на форсаже с отворотом? Шел ли в звене постановщик помех? Если это уже не грифованная информация - расскажите поподробнее как это происходило, очень интересно. Насколько я знаю, автоматов сброса ЛТЦ у Шила не было, только разброс дипольных отражателей.
 
Кнопочка во многих случаях будет неудобна, может я неправ...
Как раз кнопка отключения автопилота очень распространена была в том месте на штурвалах советских самолетов. КБО - кнопка быстрого отключения (автопилота):
 
Последнее редактирование:
Снимок из 199 ОГДРАПа конец 90-х. Сзади виден №39 ПД.