Авиазавод №156 / ММЗ "Опыт" 1958-1959:
●01-00
Ту-105 (08.1957)(п/п 21.06.1958), в марте 1959 г. во время десятого испытательного полёта при посадке поломка стойки шасси (командир А.Д. Калина). Позже восстановлен и отправлен в Иркутское ВВАИУ. В конце 60-х годов на учебном аэродроме появились серийные Ту-22 и первый Ту-105 передали в ШМАС в посёлок Бада Читинской области. В 1988 году наблюдался в разрушенном виде на а/д Бада
1
●01-01 Ту-105 (ноябрь 1957) – для статиспытаний, с крыльевыми гондолами;
●01-02
Ту-105А (1959)(п/п 07.09.1959), катастрофа 21.12.1959 (Ю.Т. Алашеев, И.В. Гавриленко(жив), К.А. Щербаков). После этой катастрофы испытания всех Ту-22 были прерваны до 03.11.1960. Проведены доработки по прочности (фюзеляж, крыло), компоновке воздухозаборников, хвостового оперения и др. В июле-августе 1960 г. завод №22 закончил эти доработки для первых трёх серийных Ту-22 и передал их ОКБ-156 для проведения дальнейших лётных испытаний;
●01-03 Ту-105А (1959) – для статиспытаний;
Казанский авиазавод №22 / КАПО им. С.П. Горбунова 1959-1969:
●01-01 Ту-22А з/н 2019012 (08.1959)(п/п 21.06.1960 – Б.В. Машковцев), "дублёр", 21.09.1961 первым передан на ГИ, несёт фото калибровочную разметку на носу без кормовой пушечной установки, позже переделан в Ту-22Р?
1 2
●01-02 Ту-22А №02 з/н 3019022 (09.1959)(п/п 04.12.1959 – А.М. Исаев), опытный экземпляр для совместных испытаний в ЛИИ и Генеральным конструктором. После второго полёта испытания прекращены до августа 1960 г. (на время выяснения причин катастрофы опытного "105А"). За это время двигатели ВД-7М опытной партии были заменены на доработанные серийные. С 15.08.1960 испытательные полёты возобновились и продолжались до 07.1961 с неоднократными заменами двигателей в процессе их доводки. Испытательные полёты проводились до 09.1966. После окончания испытаний самолёт передан на учебный аэродром в Иркутское ВАТУ. Самолёт имел два б/н:
№02 – на вершине киля и
№44 – на створке передней ноги шасси (б/н получил уже в ИВАТУ). Утилизирован в 2009 году. А ещё раньше (в 90-х годах) двигатели с него были сняты и сданы в металлолом
1 2 3 4
●02-01 Ту-22А з/н 4029011 (1959), постройки 1959 года, позже отправили на доработки на ММЗ «Опыт», (п/п 02.09.1960 – В. Ковалёв), первый испытательный полёт в Жуковском. ОКБ провело доработку систему управления. 17.11.1960 очередной полёт. Лётчик отметил улучшение устойчивости и управляемости. Однако вскоре было замечено падение давления масла в двигателе, двигатель был выключен. Машина стала терять высоту и лётчик, убедившись что до аэродрома не дотянуть, сел на брюхо в поле у реки Пехорка. При ударе о мёрзлую землю (стояли лютые морозы) кабина экипажа оторвалась, проползла несколько метров и замерла. Все люки и форточки заклинило, оторвавшаяся хвостовая часть с двигателями загорелась. Вскоре приехала машина с ЛИИ и экипаж освободили "из плена". Причиной аварии стал обрыв трубки от двигателя к манометру. После аварии испытания самолётов Ту-22 были прерваны на два месяца;
●02-02 Ту-22А з/н 5029025 (1959), доводка двигателей ВД-7М и РЭО. Переделан в Ту-22Р (4-й?), катастрофа 08.01.1964, в 5 км от а/д Жуковский (испытания ВД-7М) налёт всего 113 ч (Б.В. Половников, Н.Ф. Бочкарев, В.А. Неклюдов);
●02-03 Ту-22А з/н 1029034 (12.1959), отработка средств спасения на больших углах атаки. В начале 1962 г. переделан в Ту-22Р (5-й), 18.04.1962 катастрофа, при выходе на сверхзвук (Н.В. Аксёнов (погиб), Н.Ф. Бочкарев, В.М. Шестухин);
Несмотря на тяжелейшее положение с производством, в апреле 1960 года СМ СССР решает, что завод должен выпустить до конца года 50 машин, вместо запланированных 20...В итоге за 1960 год завод не поставил МО СССР ни одного самолёта и самолётов сдал по сборке (7 Ту-22Б и 5 Ту-22Р).
●03-01 Ту-22А №301, з/н 2039012 (1960), испытания оборудования.
●03-02 Ту-22А з/н 3039022 (1960), испытания на максимальный вес, исследования элеронов-закрылков, передан ВВС в августе 1961 г. для испытаний ТРДДФ 2хНК-6.
●03-03 Ту-22А з/н 4039031 (1960), оценка стартовых ускорителей, ресурсные испытания. Последний полёт был совершён с заводского аэродрома (предположительно) на а/д Зябровка в сентябре 1984 г., самолёт начали "раскулачивать" из-за нехватки з/ч и в первую очередь двигателей, борт был разукомплектован для установки в гарнизоне в качестве памятника. Но по каким-то неизвестным причинам был установлен макет. Предположительно это именно Ту-22Р
№43 1 2 (на стоянке ТЭЧ полка)
●03-04 Ту-22А з/н 5039045 (1960), доводка двигателя ВД-7М, переоборудован в Ту-22Р в конце 1961 г.;
●03-05 Ту-22А №54 з/н 1032054 (1960), на испытаниях при взлёте сложились опоры шасси (при взлёте Б.В. Машковцев дал форсаж, и в тот же момент у самолёта сложились шасси. Почти взлетев, машина упала на бетонку. Никто не погиб, но штурман Н. Шамилов получил серьёзную травму позвоночника. В то время на панели управления самолёта был установлен лишь один общий командный тумблер для шасси, который имел три положения: 'убрано', 'нейтрально', 'выпуск'. По предположению, Машковцев нечаянно его перещёлкнул. После в конструкцию самолёта внесли изменения, а на панели управления появилось два тумблера: 'выпуск' и 'убрано'). В августе 1962 г. переоборудован в самолёт РЭБ – первый опытный
Ту-22П, в июне 1963 г. завершились заводские испытания и борт предъявили в НИИ ВВС. ГИ проходили с 16.08.1963 по 30.03.1964, за столь длительный срок было выполнено лишь 17 полётов, объясняется это не только отсутствием хорошей погоды, но и постоянными поломками;
●04-01 Ту-22А (1960), в конце 1961 г. переоборудован в Ту-22Р (3-й). При испытаниях на сверхзвуковой скорости машину начало бросать по вертикали. Весь экипаж удачно катапультировался. После этого самолёт, словно в насмешку, перестал раскачиваться и продолжал полёт, пока не выработал все топливо. Позднее на Ту-22 установили ограничитель скорости ОС-1. Кроме того, была проанализирована склонность машины к раскачке. Установив на ней автомат, решили и эту проблему;
●04-02 Ту-22А (1960)
●04-03 Ту-22А з/н 1040034 (1960), 13-й серийный борт, позднее доработан в первый Ту-22Р (1-й). 04.1961 выкат первого прототипа Ту-22Р, 24.07.1961 начало испытаний, 10.10.1961 при наземной гонке двигателей в Жуковском разрушилась первая ступень компрессора, самолёт сгорел;
●04-04 Ту-22А
№47 з/н 4040041 (1961)(п/п 05.07.1961 – Ю.А, Гарнаев), передан для испытаний в ЛИИ в августе 1961 г. На самолёте вместо двигателей ВД-7М (изделие 17) установлены опытные двигатели РД-7М2 (изделие 29). В ЛИИ отрабатывали навигационную систему и радиооборудование. По итогам испытаний двигателя РД-7М2 они стали устанавливаться на все новые модификации этого самолёта с добавлением к его обозначению буквы "Д": Ту-22КД, Ту-22РД и т.д. Это совпало с установкой на новые модификации Ту-22 системы дозаправки топливом в воздухе. Таким образом буква "Д" обозначает оба эти события на самолётах. В последующем на ремонтных заводах при доработках старых самолётов без системы дозаправки их двигатели также были заменены на РД-7М2, так как ВД-7М к тому времени уже не выпускались. Но буквы "Д" к обозначению самолёта это не добавило. В 1967 г. после окончания испытаний передан в Иркутское ВАТУ. Самолёт имел два б/н:
№47 – на вершине киля и
№43 – на створке передней ноги шасси (номер борт получил в ИВАТУ). Утилизирован в 2009 г.
1 2 3 4
●04-05 Ту-22А з/н ..04005..? (1961) – переоборудован в Ту-22П в 1962 г.;
●05-01 Ту-22А з/н 2050015 – ГИ в 1961 г., в конце 1961 г. переоборудован в Ту-22Р (2-й), 26.02.1962 прибыл в Жуковский;
●05-02 Ту-22А – ?
1961 год вновь был отмечен невыполнением плана: из заданных по плану 30 новых самолётов и доработки 12 Ту-22А (собранных в 1960 году и перешедших на доработки на 1961 год), завод отчитался лишь за 10 Ту-22А и 2 новых Ту-22Р.
●05-03 Ту-22А – ?
●05-04 Ту-22А
№45, з/н 1052043 (12.1961*), после доработан, (п/п 06.06.1962 – Б.В. Машковцев), с марта 1963 г. полёты в 203 тбап, самолёт налетал всего 93 часа и в апреле 1966 г. был передан на учебный аэродром в Иркутское ВАТУ. Самолёт имел два б/н:
№45 на вершине киля и
№42 на створке передней стойки шасси (номер борт получил в ИВАТУ). Живой на 2013 г.
1 2 3 4 5
1962 год судя по годовому отчёту, план был полностью выполнен. Завод отчитался за 2 Ту-22А (2 по плану), 30 Ту-22Р (28 по плану). Переоборудованы 3 машины в вариант Ту-22У, одна в вариант Ту-22П и одна в вариант Ту-22К.
●05-05 Ту-22А
№32 з/н 5050051 (1962) – 20-й серийный, последний "А", 28.09.1962 передан ВВС, где прослужил до 18.10.1965. Участвовал в испытаниях вооружения. Последний полёт состоялся 27.10.1965 в Монино, на учебно-аэродромную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского. К тому времени борт налетал 350 часов. Списан в ноябре 1965 г. 18.02.1977 прибыл в музей ВВС
1
●06-01 Ту-22Р №06 з/н 3062012 – в 1962 г. переделан в Ту-22У (первый опытный), с раздельными кабинами, без кормовой АУ
1
●06-02 Ту-22Р №нет з/н 3062022 – в 1962 г. переделан в Ту-22У (второй опытный), с 23.07.1963–28.01.1965 этап ГИ;
●06-03 Ту-22Р №??
●06-04 Ту-22К №24, з/н 5060045 (п/п 01.07.1961), первый опытный Ту-22К, сдан летом 1961 г., в строевые полки не передавался. Участвовал в
параде над
Тушино 1
●06-05 Ту-22К №25, з/н 1062054 (1961), второй опытный Ту-22К, сдан летом 1961 г., в строевые полки не передавался, передан в Ачинское ВАТУ
1 (снимок 1980-1983);
●06-09 Ту-22Р – переоборудован в Ту-22К-ПСН в 1968 г. Испытания системы К-22П (К-22ПСН) с ракетой Х-22П (затем Х-22ПМ), оснащённой пассивной противорадиолокационной головкой самонаведения. Самолёт был запущен в серию как Ту-22КП, однако из-за трудностей с доводкой системы испытания завершились в 1973 г., а в строю первые машины оборудовали серийной аппаратурой только в 1976 г.;
●07-03 Ту-22РД
№23 – 2 аэ 290 одрап? (на 1984 г. в командировке в 199 одрап);
●07-04 Ту-22Р
№65 з/н 5072045 – 1 аэ 290 одрап, в середине 80-х получил
№??;
●07-05 Ту-22Р
●08-01 Ту-22Р
№28 – в 1963 г. переоборудован в опытный Ту-22РД, далее 15 одрап (на 1990 г. ?);
●08-02 Ту-22Р
№23 з/н 2082023, на 1994 г. замечен в ШМАС в Приморском крае (Спасск-Дальний) –
1 2
●08-03 Ту-22Р
№75 – 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.), предположительно позже был передан в 199 одрап, где впоследствии утилизирован;
●08-04 Ту-22Р №??, 29.10.1961 на аэродроме во время гонки двигателя ВД-7М произошло разрушение диска турбины. Произошёл взрыв и начался пожар, который был быстро потушен. Похожее происшествие произошло 10.10.1961 с первым Ту-22Р. Естественно все полёты Ту-22 приостановили, вплоть до окончания доработок по двигателям ВД-7М. Ещё одной причиной прекращения испытаний стали рулевые приводы РП-21А, не выдерживающие стендовых испытаний на ресурс в 100 часов;
●08-05 Ту-22Р з/н 5082055, 29.08.1962 авария (А.М. Исаев) в ходе заводского облёта в районе села Селта северо-западнее Ижевска. При выполнении третьего полёта по заданию №2, в зоне неустойчивости по скорости, случился отказ системы управления стабилизатором, в результате чего самолёт начал кабрировать и после катапультирования экипажа вошёл в крутую спираль вплоть до столкновения с землёй;
●09-01 Ту-22Р
№50 – в 1963 г. переоборудован в опытный Ту-22РД, далее 30 одрап;
●09-02 Ту-22Р
●09-03 Ту-22РД
№63 – 1 аэ 290 одрап, позже доработан в Ту-22РДМ, вернулся в 1 аэ, получил
№19, в 1994 г. «в Энгельс улететь не смог, так как силовой набор левого внутреннего закрылка был лопнут», утилизирован в Зябровке.
1А 2 3 4А
●09-04 Ту-22Р
●09-05 Ту-22Р
1963 год – завод отчитался за 35 сданных Ту-22, из которых три машины были учебные, а все остальные – разведчики. Помимо серийного выпуска велись работы по переоборудованию Ту-22: двух самолётов в заправляемые в воздухе Ту-22ЗА, двух – в носители Ту-22К, двух – Ту-22У и одного – Ту-22П.
●10-02 Ту-22Р
№25 – 199 одрап
●10-04 Ту-22ПД
№26 з/н 3102042 – 30 одрап, аварийная посадка 10.08.1974 на а/д Саки, восстановлен?
●10-05 Ту-22Р
№?? – 15 одрап, 24.12.1964 уничтожен на а/д Чкаловск врезавшимся в него №13-05;
●11-01 Ту-22Р? №нет з/н 2112012 – ?
●11-02 Ту-22Р(РД)
№?? з/н 3112022 – 290 одрап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●11-05 Ту-22Р
№81 – 15 одрап, 24.12.1964 уничтожен на а/д Чкаловск врезавшимся в него Ту-22 №13-05;
●12-01 Ту-22Р
№23 з/н 2122015 – 30 одрап, катастрофа 27.07.1963 – взрыв кислородной станции;
●12-03 Ту-22Р
№05 – 290 одрап (на 1965 г.), далее передан ОКБ Туполева, в конце 90-х в Жуковском порезан на металлолом
1 2
●12-04 Ту-22К
№16 з/н 5122041 – 121 тбап, один из первых 4 Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки, 25.06.1996 утилизирован в Энгельсе
1
●12-05 Ту-22К – один из первых 4 Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки;
●13-01 Ту-22У
№59? з/н 1133012 – 3 аэ 203 тбап (на 1994 г.), 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●13-04 Ту-22Р
№63 – 290 одрап, передан в 199 одрап, получил
№83, позже переименован в
№21;
●13-05 Ту-22Р
№?? – 15 одрап ВВС БФ, при гонке двигателей на стоянке сорвался с колодок и врезался в два Ту-22Р (10-05, 11-05, все три сгорели);
●14-01 Ту-22Б №1113 з/н 4143015 – ВВС Ирака;
●15-01 Ту-22Р
№26 – 2 аэ 290 одрап (на 08.08.1991);
●16-01 Ту-22ПД
№77 – 2 аэ 290 одрап, в 1987? г. получил
№24;
●17-05 Ту-22Р(РД)
№?? з/н 4173052 – 290 одрап, 08.07.1996 утилизирован в Энгельсе;
●19-04 Ту-22Р(РД)
№?? з/н 2193041 – 290 одрап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●19-05 Ту-22Р(РД)
№?? з/н 3193054 – 290 одрап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
1964 год – плановые показатели были полностью выполнены, завод отчитался за 43 Ту-22Р, 2 Ту-22КЗА и 5 Ту-22У.
●20-03 Ту-22РМ
№78 – 199 одрап, позже переименован в
№18, летал до расформирования полка;
●20-04 Ту-22Р – прототип Ту-22РД
●20-05 Ту-22РД
№22 – 199 одрап (в начале 60-х переоборудован в прототип Ту-22РД), далее
№12;
●21-04 Ту-22У
№10 – 1 аэ 341 тбап
●22-05 Ту-22
№?? – 199 одрап, в 1989 г. передан в ремонт;
●24-02 Ту-22
№?? – 199 одрап, в 1989 г. передан в ремонт;
●27-01 Ту-22
№67 – 1 аэ 290 одрап (на 1984/1987 г.), далее получил
№??;
●27-02 Ту-22
№60 – 1 аэ 290 одрап (на 1984 г.), далее получил
№??;
●27-05 Ту-22РД
№37 – 3 аэ 290 одрап, катастрофа
28.05.1987
●28-01 Ту-22
№78 – 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.), далее получил
№??, по документам на 1989 г. из 199 одрап, передан в ремонт;
●28-05 Ту-22РД
№69 з/н 4284051 – 1 аэ 290 одрап (на 1984 г.), прототип Ту-22РД, позже доработан в Ту-22РДМ, получил
№15, 25.06.1996 утилизирован в Энгельсе;
●29-02 Ту-22П
№27 з/н 5294021 – 3 аэ 341 тбап (в 90-х годах в 3 аэ были б/н 23 и б/н 27 без пушек а вместо них стояли обтекатели для станций СПС с антеннами но самих станций не было, по какой причине неизвестно)
1
●29-03 Ту-22ПД
№29 – 3 аэ 341 тбап
●29-05 Ту-22П
№?? з/н 2294053 – белорусский полк, 25.06.1996 утилизирован в Энгельсе;
●30-01 Ту-22РД
№?? з/н 2305012 (1965) – 2 аэ 290 одрап, с этой машины пошли Ту-22РД (первый серийный), позже доработан в Ту-22РДМ, получил
№??, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●30-02 Ту-22КП
№?? з/н 1304025 – 121 тбап, в 1989 г. передан в ремонт, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●30-03 Ту-22К
№81 з/н 3304034 – 2 аэ 203 тбап, при запуске летом 1984 г., взрыв двигателей: произошла течь топливопровода и возгорание топлива в отсеке одного из двигателей. В результате - пожар и потеря хвостовой части фюзеляжа. Восстановлен силами ТЭЧ полка до лётной годности под руководством зам. к-ра полка по ИАС (п/п-к Рачков) c использованием части фюзеляжа от экс-исследовательского Ту-22 (находившегося на 360 АРЗ). Совершены два успешных испытательных полёта в июле и августе 1986 г.
«Все обмеры-замеры-тарировки отклонений не выявили. А вот КБ Туполева разрешения на эксплуатацию не дало. КБ в восстановлении самолёта участия не принимало даже чисто номинально. Следовательно КБ никакой оплаты за это не получило. Пытались с ними договориться – так те запросили совершенно немыслимое количество шпаги. Весь полк год бы летал на "сухую". Вот и договорились, с трудом правда, пристроить самолёт в МИИ ГА.»
Хотя были разработаны тесты полётов, в том числе сверхзвуковые. Главный штаб отказался санкционировать возвращение б/н 81 на службу, и он был передан как учебное пособие в МИИГА
1
●30-04 Ту-22РД
№61 з/н 5304043 – 1 аэ 290 одрап (на 1984 г.), позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил
№11 1 (после посадки в Энгельсе), 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●31-01 Ту-22РД
№11 – 199 одрап, знак "лучший самолёт"
1А
●31-02 Ту-22К – эталон с двигателями РД-7М2, НИИ ВВС, катастрофа 19.09.1965 (КК В.Ф. Черно-Иванов);
●31-03 Ту-22РДМ
№38 – 3 аэ 290 одрап (на 08.08.1991);
●31-04 Ту-22РД
№88 – 3 аэ 290 одрап (на 1984 г.), позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил
№14 (на 08.08.1991), утилизирован в Энгельсе
1 2 (обе фотографии сделаны в Дягилево);
●31-05 Ту-22УД – первый серийный УД;
●32-01 Ту-22РД
№?? з/н 4325015 – 2 аэ 290 одрап, позже доработан в Ту-22РДМ, получил
№??, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●32-02 Ту-22КП
№?? з/н 2325023 – 121-203 тбап, один из первых 4 серийных Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки, 08.07.1996 утилизирован в Энгельсе;
●32-03 Ту-22ПД
№?? з/н 1325032 – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●32-04 Ту-22РД
№71 з/н 5325041 – 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.), позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 3 аэ, получил
№34, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●33-01 Ту-22РД
№?? з/н 1335012 – 2 аэ 290 одрап, позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил
№17 (на 08.08.1991 проходит ремонт на 360 АРЗ), 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●33-02 Ту-22К
№33 з/н 5335021 – 3 аэ 121 тбап, один из первых 4 серийных Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе
1 2
●33-03 Ту-22ПД
№32 з/н 4335034 – 3 аэ 121 тбап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●33-04 Ту-22РД – катастрофа близ Ахтубинска 22.04.1967, отказ одного из генераторов переменного тока СГС-30-8 и последующий пожар на двигателе (Корчагин В.И., Пронин Г.И., Санников А.А.);
●33-05 Ту-22У
№?? з/н 2335053 – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●34-01 Ту-22
№?? з/н 2345014
●34-02 Ту-22ПД?
№82 з/н 1345023 – 3 аэ 290 одрап (на 1984 г.), в 1987? г. получил
№??, 08.07.1996 утилизирован в Энгельсе;
●34-03 Ту-22ПД
№?? з/н 3345035 – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●34-04 Ту-22ПД
№14 – 199 одрап, далее
№33;
●35-01 Ту-22ПД
№35 з/н 4355015 – 3 аэ 121 тбап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе
1
●35-04 Ту-22К №?? (осень 1965) – первый серийный Ту-22К с ТРДФ РД-7М-2;
●37-02 Ту-22УД
№05 – 30 одрап (штанга демонтирована), в конце 80-х передан в 199 одрап, где он летал до последнего, утилизирован примерно в 2000 году
1А 2
●37-04 Ту-22УД
№09 – 30 одрап, (со снятой штангой), в 1989-1990 годах передан в 3 аэ 121 тбап, далее передан на 360 АРЗ, в 1993 г. закончен ремонт, получил
№99, впоследствии утилизирован в Энгельсе
1А 2 3
●38-01 Ту-22К
№?? з/н 4386015 – 121-203 тбап, 25.06.1996 утилизирован в Энгельсе;
●38-04 Ту-22УД
№50 – 2 аэ 341 тбап, в начале 90-х «отправился на Воронежский АРЗ, говорят на заводе спарку сломали статикой»;
●39-02 Ту-22ПД
№85 з/н 1396023 – 3 аэ 290 одрап (на 1984 г.), в 1987? г. вошёл в 3 аэ, получил
№35 (на 08.08.1991), 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●39-03 Ту-22К
№73 – 2 аэ 203 тбап
●40-03 Ту-22К
№55 – 2 аэ 341 тбап
1
●40-05 Ту-22К
№56 – 2 аэ 341 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●41-01 Ту-22РД
№14 – 30 одрап, впоследствии штангу топливоприёмника сняли;
●41-02 Ту-22РД
№84 з/н 4416025 – 3 аэ 290 одрап (на 1984 г.), позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил
№18 (на 08.08.1991), в 1994 г. выведен в Энгельс, экспонат в музее ДА
1 2
●41-05 Ту-22РД №05, в начале 70-х переоборудован в летающую лабораторию, использовалась в ЛИИ до 1987 г.;
●42-01? Ту-22КП
№47 – 2 аэ 121 тбап, утилизирован в Энгельсе;
●42-02 Ту-22УД
№06 з/н 2426024 – 3 аэ 290 одрап, передан в полк после катастрофы Ту-22У 05.09.1979, после 1985 г. вошёл в 1 аэ, получил
№10 (на 08.08.1991), утилизирован в Энгельсе;
●42-05 Ту-22ПД
№41 – 3 аэ 121 тбап, утилизирован в Энгельсе
1 2 3 4
●43-02 Ту-22УД
●43-05 Ту-22К
№52 – 2 аэ 341 тбап, 24.11.1995 последний полёт (КК Кирий Н.Н.) на а/д Васильков (Киевская обл.), самолёт предназначался для музея, но простояв около трёх лет на газовочной площадке АЭ, был утилизирован;
●44-03 Ту-22
№?? – 341 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●45-04 Ту-22ПД
№34 з/н 3457041 – 3 аэ 121 тбап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе
1A 2 3 4
●46-01 Ту-22КП
№35 з/н 5467011 – 2 аэ 341 тбап, 04.02.1967 введён в эксплуатацию, в 1990 г. после регламентных работ в Дягилево получил
№63, с 17.03.1992 в ВВС Украины, 22.03.1996 был перегнан на а/д Полтава (КК Эдуард Колупаев), на 2009 г. в Полтавском музее авиации, налёт СНЭ 2079 ч
1А 2 3
●46-02 Ту-22КП
№01 з/н 4467023 – 1 аэ 341 тбап, по документам на 1989 г. из 121 тбап с этим з/н передан в ремонт;
●47-02 Ту-22РД
№85 з/н 1477024 – 199 одрап, в 1970 г. переоборудован в Ту-22РДК
№09, позже вошёл в 1 аэ, получил
№19 1А 2А 3
●47-03 Ту-22РД
№68 – 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.)
1А, позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил
№16 (на 08.08.1991), в составе на 1994 год;
●47-04 Ту-22РД
№62 – 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.), позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил
№12 (на 08.08.1991), позже авария – при посадке КК Степчанкова, отвалился хвост, в Энгельс не перегонялся, остался в Зябровке, позже утилизирован;
●47-05 Ту-22РД
№?? з/н 3477051 – 2 аэ 290 одрап, позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 3 аэ, получил
№32 (на 08.08.1991), 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●48-02 Ту-22
№?? – 341 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●48-03 Ту-22
№?? – 341 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●48-04 Ту-22УД
№?? – КАПО, катастрофа
23.03.1968;
●48-05 Ту-22К
№07 – 1 аэ 341 тбап, з/н 5487051,
авария 29.08.1986 при
посадке на а/д Озёрное командир В.И. Жеребцов забыл выпустить шасси. Борт восстановили, но он уже не летал. После, его установили как памятник на въезде в часть. Как памятник, его поставил командир дивизии М.М. Опарин, б/н сменили на
№90. При независимой Украине, звёзды заменили трезубцем, бортовой номер поменяли на
№07 1 2А 3
●49-01 Ту-22ПД
№22 – 30 одрап
●49-02 Ту-22У
№20 з/н 2497023 – 2 аэ 290 одрап (на 08.08.1991 проходит ремонт на 360 АРЗ), в 1994 г. перегон для утилизации в Энгельс, позже оставлен для музея ДА
1
●49-04 Ту-22ПД
№32 – 3 аэ 341 тбап, 10.1988–01.1989 работа в Афганистане, на 10.1995 года в составе ВВС Украины
1А 2А 3 4
●50-01 Ту-22УД
№??, в 80-е годы передан в Зябровский УАЦ, получил
№42 (на 08.08.1991), со снятой штангой, утилизирован в Энгельс после августе 1997 г.
1
●50-03 Ту-22
№?? – 203 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●51-01 Ту-22ПД
№39 з/н 3517014 – на 1989 г. из 299 одрап передан в ремонт, на 1996 г. в 199 одрап ВВС Украины
1А
●51-02 Ту-22
№?? – 341 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●51-03 Ту-22
№?? – 203 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●51-05 Ту-22
№?? – 290 одрап, в 1989 г. передан в ремонт;
●52-02 Ту-22
№?? – 203 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●52-04 Ту-22ПД
№37 – 3 аэ 121 тбап, по документам на 1989 г. из 199 одрап передан в ремонт;
●54-05 Ту-22
№?? – 199 одрап, в 1989 г. передан в ремонт;
●53-01 Ту-22УД
№09 – 121 тбап, утилизирован в Энгельсе
1
●53-02 Ту-22
№?? – 121 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●53-04 Ту-22К
№53 – 2 аэ 341 тбап
●54-04 Ту-22ПД
№90 – 290 одрап, со станцией «Резеда»;
●54-05 Ту-22РД
№77 – 199 одрап, далее
№27, в 1989 г. передан в ремонт;
●55-02 Ту-22РД
№10 – 15 одрап, в 1989 г. передан в 30 одрап, с декабря 1993 г. в 198 одраэ, позже обнаружили трещину длиной 30 мм по стыку СЧК с ОЧК, самолёт списали;
●55-03 Ту-22РД
№11 – 15 одрап, в 1989 г. передан в 30 одрап, с декабря 1993 г. в 198 одраэ (на 1995 г.)
●55-04 Ту-22ПД
№80 – 3 аэ 290 одрап (на 1984 г.), позже получил
№31 (на 08.08.1991);
●55-05 Ту-22КП
№77 з/н 5558053 – 2 аэ 203 тбап, в 1994 г. выведен в Энгельс, в музее ДА
1
●56-02 Ту-22
№?? – 203 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●56-03 Ту-22УД
№40 з/н 2568034 – Зябровский УАЦ (на 08.08.1991 проходит ремонт на 360 АРЗ);
●56-05 Ту-22ПД
№42 – 3 аэ 121 тбап, в конце 1992 г. отправлен на 360 АРЗ (Дягилево), в мае-июне 1994 г. перегон в Энгельс с написанным лётным и техническим экипажем на киле. После него стали расписывать все перегоняемые машины;
●57-01 Ту-22К
№54 з/н 5578011 – 2 аэ 341 тбап
●57-02 Ту-22
№?? – 121 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●57-03 Ту-22ПД2
№46 з/н 3578035 – неизвестный эксплуатант, в 1994 г. выведен в Энгельс, в музее ДА. «На самолёте вариация эмблемы 121 г. полка "а ля под Мачулищи". Акулья пасть под 41-й борт 121-го полка»
1
●57-04 Ту-22КП
№12 – 2 аэ 121 тбап
1 (снимок сделан в 1988-1992 гг. на а/д Барановичи (сзади видна ПДС Барановичей) во время ремонта полосы на а/д Мачулищи);
●58-01 Ту-22
№?? з/н 2588015 – эксплуатант неизвестен;
●58-04 Ту-22КП
№61 (1968) – 2 аэ 341 тбап, на 1993 г. был
1А 2 3 4
●58-05 Ту-22К
№10 (1968) – 121 тбап
●59-02 Ту-22КП
№20 з/н 5598021 (1969) – 1 аэ 121 тбап, в 1994 г. перегон для утилизации в Энгельс, 03.11.1999 доставлен в Саратовский Парк Победы, установлен в виде памятника
1 2
●59-03 Ту-22КП
№23 (1969) – 121 тбап, утилизирован в Энгельсе;
●59-04 Ту-22ПД
№?? з/н 3598043 (1969) – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●59-04 Ту-22ПД6 – отработка новой аппаратуры в декабре 1971 г.
●60-01 Ту-22ПД
№40 – 3 аэ 121 тбап, в конце 1992 г. – начале 1993 г. отправлен на 360 АРЗ (Дягилево), уже оттуда передан на утилизацию в Энгельс
●60-02 Ту-22
№?? – 203 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●60-03 Ту-22
№?? – 341 тбап, в 1989 г. передан в ремонт;
●61-01 Ту-22К
№?? з/н 1619015 (1969) – 121-203 тбап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●61-03 Ту-22КП
№15 (1969) – 121 тбап
●61-04 Ту-22КП
№11 (1969) – 1 аэ 341 тбап, последний выпущенный «К», самый молодой самолёт в 1АЭ, назначенный ресурс заканчивался в 2001 г., 02.04.1996 последний полёт (КК-Колупаев) на 148 АРЗ (а/д Белая Церковь), где утилизирован;
●62-01 Ту-22К
№60 (1969) – 2 аэ 341 тбап, по некоторым данным последний серийный «К»;
●62-04 Ту-22УД
№01 (1969) – 290 одрап (на 1984 г.), позже передан в Зябровский УАЦ, получил
№41 (на 08.08.1991), с 1993 г. в 3 аэ 121 тбап
1
●63-03 Ту-22УД
№30 (1969) – 199 одрап, далее передан в 30 одрап?, получил
№01;
●63-04 Ту-22УД
№02 – 30 одрап (со снятой штангой)
●64-01 Ту-22 – последний выпущенный борт
Серийный номер этих Ту-22 неизвестен:
●........ Ту-22РДМ
№01 – с СПС;
●........ Ту-22КП
№01 – 1 аэ 203 тбап, в составе на 70-е года, штурман 1-ой АЭ С. Колмогоров: «Про борт 01: В 1974 г. или 1975 г. это был штатный самолёт ком. отряда В.М. Репина. Проводились испытательные пуски ракет Х-22 во Владимировке. После пуска ракеты, при заходе на посадку во Владимировке у них не вышла передняя стойка. Репин произвёл посадку без передней стойки шасси. Опустив нос самолёта, отвернул на грунт. Штурман был Осипов, при посадке он не перешёл к лётчику, а был пристегнут на своём рабочем месте. Люки были разгерметизированы и земля засыпала штурмана по пояс, благо он маску кислородную не снял. Самолёт восстановлен, летал до конца.
Вообще не очень счастливый самолёт. В середине 80-х на этом борту погиб вооружейник ст. л-т Лаженков. Учения. Ракета висит, люки закрыты, 2-й техник отсоединился от связи, ст. техник разводит руками «все из под самолёта» и пошёл вперёд руководить выруливанием со стоянки. И в этот момент вооружейник вспоминает, что не открыл кран подачи аммиака на охлаждение изделия на БД, бросается под самолёт и ныряет в щель между ракетой и фюзеляжем. Штурман начинает подъём ракеты. Никто и «мяу» сказать не успел, 22 секунды - и человек пополам», в 1996-1997 годах утилизирован в Энгельсе;
●........ Ту-22К
№01 – 121 тбап, катастрофа 26.04.1971 (к-н А.С. Пригожаев);
●........ Ту-22К
№02 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22УД
№03 – 30 одрап
●........ Ту-22К
№03 – 1 аэ 341 тбап, 02.04.1996 последний полёт (КК Н.Н. Кирий) на 148 АРЗ (а/д Белая Церковь), где утилизирован
1А 2А
●........ Ту-22УД
№04 – 30 одрап
●........ Ту-22У
№04 – 290 одрап, по воспоминаниям потеряна в Ахтубинске
●........ Ту-22К
№04 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22К
№05 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22УД
№05 – 30 одрап, (штанга не демонтирована), передан в полк в конце 80-х (б/н неизвестен) из 15 одрап, после убытия из полка Ту-22УД б/н 05 (#37-02), получил б/н 05, в 90-е годы утилизирован в Октябрьском;
●........ Ту-22УД
№06 – 30 одрап, (со снятой штангой)
1
●........ Ту-22КП
№06 – 1 аэ 341 тбап
1
●........ Ту-22Р
№07 – 1 аэ 199 одрап (на 1975 г.), позже передан в 3-ю аэ, получил
№97;
●........ Ту-22УД
№07 – 30 одрап, (со снятой штангой), катастрофа 06.06.1975 (КК к-н Н.И. Белобородов, ШК ст. л-т В.М. Ерохин, оператор к-н В.Г. Смирнов)
●........ Ту-22У
№08 – 30 одрап, «С. Бутковский: «Надо сказать, что 08-я была "кривая", то есть, если её сбалансировать триммерами, то шарик стоит не в центре. Это знали только те, кто на ней летал, естественно и я. На облёте в Балтийском море, извиняюсь за каламбур, "балтийский лётчик" говорит: "Что это ты летишь, а шарик не в центре? В училище не учили этому, что ли?" Я говорю: "Так надо", но об особенности 08 не сказал... Он говорит: "Смотри, как летают балтийские лётчики" и отбалансировал так, что шарик в центре (но при этом её всё время кренит и ведёт в сторону). Я ему: "Ну теперь и держи её около часа, а я пока буду проверять всё по программе облёта". Покорячился "балтийский лётчик" 5 минут и говорит: "Ладно, согласен, пусть шарик будет не в центре, видимо, крымские лётчики умнее балтийских...".
Году в 86-87 самолёт был списан и выставлен "в поле" полуразобранным. Я к тому времени тоже был списан, но ещё не разобран, поэтому уделил внимание самолёту с пользой для личного хозяйства. Трубки, трубы, жгуты проводов, контакторы, эл. маг. краны в умелых руках превращаются в инструменты и приспособления, а в те времена купить что-либо из списка было негде если вы помните. Так что самолёт 08 живёт сейчас второй жизнью в своих деталях»;
●........ Ту-22К
№08 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22К
№09 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22РД
№10 – 2 аэ 30 одрап, на середину 70-х годов, вероятно в 1989 г. сменил номер или выведен из состава полка до 1989 г.(?)
●........ Ту-22К
№11 – 1 аэ 121 тбап, утилизирован в Энгельсе
●........ Ту-22Р
№12 – 15 одрап, далее передан в 30 одрап, под приборной доской установлена кнопка (разворота передней ноги), признак машин ранних производственных серий;
●........ Ту-22К
№12 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22К
№14 – 1 аэ 121 тбап
●........ Ту-22Р
№15 – 15 одрап, далее передан в 30 одрап, под приборной доской установлена кнопка (разворота передней ноги), признак машин ранних производственных серий;
●........ Ту-22РД
№15 – 30 одрап, с декабря 1993 г. в 198 одраэ (на 1995 г.);
●........ Ту-22Р
№16 – 30 одрап, на 1976 г.
●........ Ту-22Р
№16 – 199 одрап
●........ Ту-22У
№16 – передан ВВС Ирака –
1
●........ Ту-22Р
№17 – 30 одрап
1
●........ Ту-22Р
№18 – 30 одрап, авария 22.05.1973 (КК м-р В.Е. Городянко, ШК Конопелькин, оператор Бененко), пожар двигателя в воздухе над морем в районе Евпатории;
●........ Ту-22К
№18 – 1 аэ 121 тбап
●........ Ту-22УД
№19 – 1 аэ 121 тбап, «кто то въехал крылом в капонир на полном ходу, самолёт в ТЭЧ восстановили (привезли плоскость с Рязани), но летать не дали», брошен в 1994 г. на а/д Мачулищи;
●........ Ту-22Р
№19 – 30 одрап
●........ Ту-22Р
№20 – 199 одрап
●........ Ту-22РД
№20 – 199 одрап, далее
№15;
●........ Ту-22ПД
№20 – 30 одрап, в 1980 г. КК п-к Сидоров допустил высокое выравнивание, самолёт упал на очень малой скорости с большим тангажом на хвост. В результате была разрушена хвостовая часть, были повреждены стабилизатор и валы обоих двигателей. После ремонта и замены двигателей самолёт был восстановлен и продолжал летать;
●........ Ту-22Р
№21 – 2 аэ 290 одрап
1
●........ Ту-22Р
№21 – 30 одрап
●........ Ту-22К
№21 – 1 аэ 121 тбап, 07.1997 утилизирован в Энгельсе
1
●........ Ту-22ПД
№21 – 3 аэ 341 тбап
●........ Ту-22Р
№22 – 2 аэ 290 одрап
●........ Ту-22ПД
№22 – 3 аэ 341 тбап
●........ Ту-22К
№22 – 121 тбап, один из первых 4 Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки
1
●........ Ту-22ПД
№23 – 3 аэ 341 тбап (в 90-х годах в 3-ей аэ были б/н 23 и б/н 27 без пушек а вместо них стояли обтекатели для станций СПС с антеннами но самих станций не было, по какой причине неизвестно);
●........ Ту-22ПД
№23 – 30 одрап
●........ Ту-22РД
№23 – 199 одрап
●........ Ту-22РД
№24 – 30 одрап, катастрофа 30.10.1974 (заместитель начальника отдела БП ВВС КК В.Ф.Фесенко, инспектор ОБП ВВС ЧФ м-р ШК В.Н. Самсоненко, начальник РЭБ АЭ оператор к-н Е.А.Кузнецов) в НСМУ пропали над Чёрным морем...Море всё скрыло. Обстоятельства катастрофы неизвестны.
Ст. техник Ланцов: «с-т "ранен", посадка Зверева Ю.(складывание цангового замка с последующим касанием плоскостью ВПП.»
Г. Бойченков: «У Юры Зверева сложилась правая стойка и правое крыло чиркало 250-300 м по бетону. С-т поставили в ТЭЧ. Приезжала команда с Казанского завода. В технические подробности не вникаю, но часть или вся обшивка крыла была снята, специалисты аппаратурой проверяли лонжероны нервюры и т.д., долго месяца три делали, после не помню но кто то из полковников сделал облёт и дал допуск к полётам. До катастрофы полётов 6-8 я на 24-ке сделал. Ходили на М-1.2, Хитров Валера любил шутить: командир не гони! правое крыло поскрипывает! Он просто так шутил. Вот и доскрипелось – 30.10.1974 – катастрофа п-к Фесенко»
1
●........ Ту-22П
№24 – 3 аэ 341 тбап, А. Чупин: «На нём в своё время был командир корабля Жора Жахбазян (я застал его с 1973 г.) с его руки этот самолёт стали называть "Гроза империализма". Этот самолёт имел привычку преподнести неприятность при выполнении посадки.»
1
●........ Ту-22РД
№24 – 199 одрап, далее
№14
●........ Ту-22Р
№25 – 2 аэ 290 одрап (после перенумерования)
●........ Ту-22РД
№25 – эксплуатант неизвестен
●........ Ту-22ПД
№25 – 30 одрап, катастрофа 07.01.1972 (КК Н.Я. Потлов, ШК О.Г. Булавин (погиб), начальник ВОП аэ Е.А. Моцный). Командир выполнял первый самостоятельный ночной полёт. КК от волнения забыл убрать РУДы на МГ, в результате самолёт на большой скорости выкатился за пределы ВПП, штурмана катапультировало в грунт и он погиб. Самолёт был сильно повреждён и восстановлению не подлежал, был отправлен на свалку где и был утилизирован.
●........ Ту-22ПД
№26 – 3 аэ 341 тбап
●........ Ту-22ПД
№27 – 30 одрап
●........ Ту-22П
№27 – 3 аэ 341 тбап
●........ Ту-22П
№28 – 3 аэ 341 тбап, 27.01.1969 аварийная посадка м-ра Баранова с невыпущенной правой стойкой, на 1983 г. в полку его уже не было;
●........ Ту-22УД
№29 – 121 тбап?
●........ Ту-22У
№30 – 15 или 30 одрап, «где-то в 1986 г. передан в 3 аэ 121 тбап, что же с ней потом случилось?»;
●........ Ту-22У
№30 (1964) – 3 аэ 290 одрап, катастрофа 24.07.1992 (инструктор п/п-к В. Оськин, КК Степченков, ШЭ м-р Н. Иванов), пожар двигателя, борт на момент катастрофы прошёл 4 капитальных ремонта и совершил 4460 посадок;
●........ Ту-22УД
№30 – 15 одрап
1, в 1989-1990 годах передан в 30 одрап, получил
№09, в составе на 1991 г.
●........ Ту-22УД
№30 – 3 аэ 341 тбап
1А 2А 3
●........ Ту-22ПД
№31 – 341 тбап, единственный самолёт который не улетел на базу разделки, утилизирован на территории 3 аэ после 2000 г.
●........ Ту-22Р
№34 – 15 одрап, катастрофа
20.04.1971
●........ Ту-22Р
№35 – 199 одрап, на 1993 г.
1А 2 3 4 5
●........ Ту-22РД
№36 – Тамбовское ВВАИУ, разграблен в 90-е годы;
●........ Ту-22РДМ
№36 – 3 аэ 290 одрап
●........ Ту-22ПД
№37 – 199 одрап, поломка
06.07.1987, не восстанавливался, утилизирован в 1989 г.;
●........ Ту-22РД
№37 – 43 ЦБП и ПЛС
1
●........ Ту-22К
№37 – 1 аэ 203 тбап, «при посадке пару раз "разували" всю стойку, все 4 колеса. Вечером со стороны выглядело зрелищно: магниевыми барабанами по бетонке, пламя из под крыла. Самолёт посреди бетонки, по кругу ещё несколько бортов ходит. Лететь на запасной в Бобруйск неохота - хлопотно потом оттуда. КК врубил форсаж и дополз до конца ВПП. Все сели. Самолёт из мелкого болотца вытаскивали тягачами из всех трёх эскадрилий»;
●........ Ту-22У
№39 – до 1981 г. передан из неизвестного полка в 121 тбап, авария 30.08.1985 (КК к-н В.Ф. Панин, инструктор В.С. Садовников, ШК П.П. Вахрушев);
●........ Ту-22УД
№39 – 3 аэ 121 тбап, в начале 80-х передан в Зябровский УАЦ, катастрофа
29.01.1981;
●........ Ту-22УД
№40 – 341 тбап, на 10.1995 в составе ВВС Украины
1А 2
●........ Ту-22РДМ
№41 – 290 одрап???
●........ Ту-22Р
№42 – 199 одрап, далее
№22, далее
№29
●........ Ту-22Р
№43 – 15 одрап, передан в конце 1987-1988 годов в 30 одрап;
●........ Ту-22Р
№43 – 199 одрап, далее
№23
●........ Ту-22Р
№44 – Зябровский УАЦ, утилизирован в Энгельсе
●........ Ту-22Р
№45 – Зябровский УАЦ, утилизирован в Энгельсе
●........ Ту-22РД
№45 – 199 одрап, потерян в авиакатастрофе
●........ Ту-22ПД
№45 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22КП
№48 – 2 аэ 121 тбап ?
●........ Ту-22УД
№49 – 2 аэ 121 тбап, в составе на 1991 г.
1
●........ Ту-22У
№50 – 15 одрап, катастрофа
07.12.1978;
●........ Ту-22К
№50 – 1 аэ 121 тбап
●........ Ту-22Р
№50 – 199 одрап
●........ Ту-22Р
№51 – 1 аэ 30 одрап, сгорел на стоянке, при гонке двигателя произошёл взрыв, ст. л-т Насыров успел выскочить, а самолёт сгорел, в хвосте рвались снаряды (500 шт.)
●........ Ту-22ПД
№51 – 3 аэ 203 тбап, 11.1988 – работал в Афганистане, в марте 1993 г. при перегоне на базу разделки в Энгельс произошёл отказ двигателя. Аварийная посадка на одном двигателе произвёл на а/д Дягилево. Было принято решение борт оставить, в начале 2000-х годов передан в музей ДА (а/д Дягилево)
1 2 3
●........ Ту-22К
№51 – 2 аэ 341 тбап, предположительно потерян до 1981 г.
●........ Ту-22К
№51 – 2 аэ 121 тбап, утилизирован в Энгельсе
1
●........ Ту-22Р
№52 – 30 одрап
●........ Ту-22Р
№52 – 121 одрап,
поломка в 1965 г.
●........ Ту-22КП
№52 – 2 аэ 121 тбап, утилизирован в Энгельсе
1 2 3
●........ Ту-22ПД
№52 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Р
№53 – 30 одрап
●........ Ту-22К
№53 – 2 аэ 121 тбап, авария 19.08.1970 (КК к-н Л.С. Федяев, ШК ст. л-т Н.М. Горенков, оператор РТС ст. л-т А.Е. Давыденко)
●........ Ту-22ПД
№53 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Р
№54 – 30 одрап
●........ Ту-22К
№54 – 2 аэ 121 тбап
●........ Ту-22ПД
№54 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Б
№55 –
●........ Ту-22Р
№55 – 30 одрап
●........ Ту-22К
№55 – 2 аэ 121 тбап
●........ Ту-22ПД
№55 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Р
№56 – 30 одрап, катастрофа 23.06.1977 при посадке на а/д Саки (Р.Д. Сапронов, А.Н. Филиповский, Г.М. Голофаев)
●........ Ту-22К
№56 – 2 аэ 121 тбап
●........ Ту-22ПД
№56 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22К
№57 – 2 аэ 121 тбап
1
●........ Ту-22К
№57 – 2 аэ 341 тбап, предположительно потерян до 1981 г.
●........ Ту-22К
№57 – 203 тбап, один из первых 4 Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки;
●........ Ту-22Р
№57 – 1 аэ 30 одрап, позднее передан Ираку?
●........ Ту-22Р
№58 – опытный, в гондолах шасси устанавливались подъёмные двигатели РД36-35
1
●........ Ту-22Р
№58 – 30 одрап, трещины фитинга, списан на заводе до 1979 г.
●........ Ту-22Р
№58 – 199 одрап, далее
№31 утилизирован в 1994 году, «когда начали резать немного загорелся пришлось пожарников вызывать»;
●........ Ту-22К
№58 – 2 аэ 341 тбап
●........ Ту-22К
№58 – 203 тбап, один из первых 4 Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки;
●........ Ту-22Р
№59 – 1 аэ 30 одрап, позже передан Ираку?
●........ Ту-22К
№59 – 2 аэ 341 тбап
●........ Ту-22Р
№60 – 1 аэ 290 одрап (после 1987 г. перенумерован)
●........ Ту-22Р
№60 – 30 одрап (передан из 15 одрап), с СПС, лето 1986 г., экипаж в составе КК м-р Мамаев, ШК к-н Аббасов, ОК к-н Тарасов, после взлёта на высоте около 30 м произошёл обрыв лопатки турбины, которая пробила гондолу двигателя с наружной стороны, КК выключил двигатель и произвёл посадку на одном двигателе. После замены двигателя и ремонта повреждений самолёт был восстановлен и продолжал летать. В конце 80-х был передан в 30 одрап, где и закончил свою лётную службу;
●........ Ту-22К
№60 – 1 аэ 203 тбап (на начало 90-х)
●........ Ту-22КП
№60 – 2 аэ 121 тбап, по причине серьёзной неисправности (стравили аммиак в бомболюк), не мог быть поднят в воздух и не подлежал перегонке в Энгельс, его разборка и утилизация производились на а/д Мачулищи в 1994 г.
●........ Ту-22К
№61 – 1 аэ 203 тбап, первым в апреле 1993 г. совершил перегон на базу разделки и утилизации в Энгельс
●........ Ту-22К
№62 – 1 аэ 203 тбап, на начало 90-х
●........ Ту-22К
№62 – 2 аэ 341 тбап
●........ Ту-22К
№63 – 1 аэ 203 тбап, на начало 90-х
●........ Ту-22РД
№64 – 2 аэ 290 одрап, ст. техник 290 одрап Александр Котов: «Ту-22 б/н 64 с 1970 г. в полку не было, так как два самолёта под этим номером разбились».
●........ Ту-22РД
№64 – из к/ф «Небо со мной» 1974 г.
●........ Ту-22К
№64 – 1 аэ 203 тбап, на начало 90-х
●........ Ту-22Р
№65 – 2 аэ 290 одрап
●........ Ту-22К
№65 – 1 аэ 203 тбап, на 1994 г.
●........ Ту-22П
№66 – 2 аэ 290 одрап
1
●........ Ту-22Б
№66 – 203 тбап, был во второй половине 60-х, позже заменён на Ту-22К с таким же б/н (?)
●........ Ту-22К
№66 – 1 аэ 203 тбап
●........ Ту-22..
№66 – учебное пособие в Челябинском ВВАУШ, а/д Каменск-Уральский
●........ Ту-22РД
№67 – 2 аэ 290 тбап, на 16.03.1987
●........ Ту-22К
№67 – 1 аэ 203 тбап, был на 1994 г.
1А 2
●........ Ту-22Р
№68 – учебное пособие в РВВАИУ, далее (с 1985?) в РКИИГА, порезан в начале 90-х годов;
●........ Ту-22К
№68 – 1 аэ 203 тбап, на начало 90-х
●........ Ту-22РД
№69 – 2 аэ 290 одрап
●........ Ту-22УД
№69 – 1 аэ 203 тбап
●........ Ту-22К
№70 – 2 аэ 203 тбап, 07.1997 утилизирован в Энгельсе
1,
2
●........ Ту-22У
№70 – 15 одрап
●........ Ту-22К
№71 – 2 аэ 203 тбап, утилизирован в Энгельсе
●........ Ту-22К
№72 – 2 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Р
№74 – 199 одрап, далее
№24
●........ Ту-22К
№75 – 2 аэ 203 тбап
1
●........ Ту-22УД
№75 – 199 одрап, в 1979-1980 годах передан в 290 одрап
●........ Ту-22Р
№76 – 3 аэ 290 одрап
●........ Ту-22Р
№76 – 199 одрап
1А
●…… Ту-22К
№76 – 2 аэ 203 тбап, летом 1994 г. замечен в Энгельсе, впоследствии утилизирован;
●........ Ту-22Р(П)
№78 – 3 аэ 290 одрап
●........ Ту-22К
№78 – 2 аэ 203 тбап, утилизирован в Энгельсе
●........ Ту-22Р
№79 – 3 аэ 290 одрап
●........ Ту-22УД
№79 – 2 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Р
№80 – Зябровский УАЦ?
●........ Ту-22У
№80 – 15 одрап
●........ Ту-22КП
№80 – 2 аэ 203 тбап, отправлен на разделку в Энгельс, оставлен как памятник на КПП в/ч в Энгельсе, получил б/н
№74 1 2 3 4
●........ Ту-22К
№82 – 2 аэ 203 тбап, в 1994 г. передан в Энгельс
●........ Ту-22ПД
№85 – 3 аэ 290 одрап
●........ Ту-22Р
№86 – 15 одрап, передан в конце 1987-1988 гг в 30 одрап;
●........ Ту-22П
№86 – 3 аэ 290 одрап
●........ Ту-22Р
№89 – 15 одрап, передан в конце 1987-1988 гг в 30 одрап;
●........ Ту-22УД
№90 – 15 одрап, «в 1984 г. уже стояла: "после КР (её разболтало в воздухе и из-за больших перегрузок более 7 единиц, фюзеляж пошёл гофрами), облетали, но так как она стала летать "раком" – к полётам не допускалась. И в один прекрасный момент – её спалили по плановым тренировкам пожарных города. Технари даже не знали об этом и не успели поснимать оборудование. Спалили полностью укомплектованную спарку.»
●........ Ту-22Р
№91 – 199 одрап, авария
12.04.1978 (КК м-р Михалев, ШТ Кудрявцев, ОП-Р Кагукин, п-н Повурский)
●........ Ту-22Р
№92 – 15 одрап, катастрофа
14.07.1982;
●........ Ту-22У
№60 – 199 одрап, далее
№95, далее
№03, авария 12.08.1986 (КК м-р А.В. Гарченко, инструктор п/п-к В.В. Воробьёв, ШК к-н А.И. Ушенко), посадка самолёта с не полностью выпущенными шасси, на «брюхе» выкат за ВПП;
●........ Ту-22Р
№96 – 15 одрап, в 1987 г. передан в 30 одрап, где и закончил службу, утилизирован в 1995? г.
План укомплектования и перевооружения ДА на 1989 г. в рабочей тетради командующего ДА генерал-лейтенанта авиации П.С. Дейнекина.
Страница обновляется по мере поступления новых данных. Ваша информация, дополнения, корректировки и комментарии приветствуются – они помогут нам вместе в освоении истории Ту-22!