Рейтинг авиакомпании "Lufthansa (Люфтганза)"

Различные рейсы

Особых нареканий в адрес люфтов нет, цена соответсвует сервису, рейсы не задерживали, кормили весьма неплохо, регистрация на рейсы проходит быстро и легко. Персонал работает строго по инструкциям, что иногда начинает немного смущать. В аэропорту Франкфурта прилет и вылет "русских" рейсов осуществляется в секцию без телетрапов и проходит по схеме "улица-автобус-ожидание". По неизвестным причинам контроль билетов при посадке на рейс в Москву проходил 1. Вручную, хотя везде есть турникеты, 2. На входе в зал ожидания гейта, для чего пассажиров попросили из гейта выйти. На других рейсах ничего подобного не наблюдалось.
 
VKO-FRA-BCN-FRA-DME 8-10/02/2013

Вылет был намечен в пятницу, 8/02 в 19-25, когда самолет уже готовился к взлету во Франкфурте, выявили неисправность. Соответственно, замена борта и задержка обратного самолета и срыв стыковки.
Отдельная благодарность представителю во Внуково. Прекрасная женщина, соблюдающая все мировые стандарты работы авиакомпании, работающая лучше многих сотрудников во Франкфурте и прекрасно владеющая английским языком. Со стойки регистрации отправляли к представителю посмотреть другие варианты добраться до пунктов назначения. Пассажиров пересаживали на рейсы авиакомпаний-партнеров и рейсы авиакомпаний других альянсов, предоставляли выбор рейсов. Кому-то дали гостиницу прямо во Внуково и отправили во Франкфурт уже утренним рейсом, кто-то полетел во Франкфурт. Я впервые вижу, чтобы представитель в российском аэропорту был настолько доброжелателен, приветлив, нераздражителен и крайне ориентирован на работу с клиентами авиакомпании. Если есть возможность, сообщите имя представителя во Внуково. Напишу благодарность в основной офис Люфтханзы.
Мне для полета в Барселону были предложены несколько вариантов вылетов утром, но я решил лететь во Франкфурт и ночевать там. Перебронировали второй рейс, засим пошел на посадку. Во Франкфурте получил ваучер и посадочный на утро и поехал в гостиницу. В этот раз поселили в NH. На остановки шатл-басов творился ад, пошел взял такси. Обратно с трансфером проблем не было.

Обратный перелет - все вовремя и стабильно. В Домодедово успели выйти до прилета Эмиратов и на паспортном очередей не было.

Сервис на борту стабилен, что радует. 4-ку ставлю за кресла...с такой компановкой в полупустом А319 комфортно, а вот в забитом А321 - крайне тесно. Хоть место для ног и есть, "табуретки" - не есть хорошее решение для салона. Бюджетная компановка AirFrance приятнее как ни крути...

За пунктуальность сейчас тройка, выше никак. Прибыл в Барселону позже на 12 часов. Мог бы прибыть на 9, если бы полетел первым рейсом, но решил подольше отдохнуть.

Сервис на земле - отлично, всегда были телетрапы, на всех рейсах. Только вот очередь на посадку в Москву почему-то все время слишком уж хаотична)

А в остальном немецкое качество и FRA мне по душе-)
 
Последнее редактирование:
LED - SFO с LH и United, 08.03.2013

Первая часть перелета в Сан-Франциско (Люфтганзой летел до Лос Анжелеса, дальше Юнайтед, но это уже другая ветка..). Летел бизнесом, естественно в командировку (куда нам бизнес-классом в Штаты летать..). В этот раз на обоих сегментах была небольшая задержка (в Питере уже перед вылетом кто-то из пассажиров отказался лететь по медицинским показаниям или как-то так, во Франкфурте кто-то не пришел на посадку, в обоих случаях задержка из-за выгрузки багажа).Люфтганза как всегда на высоте в плане подготовки персонала, все спокойны, вежливы и эффективны. 4 звезды за цену больше исторически, сейчас перелет получился дорогим больше из-за того, что билет покупался за день до вылета..
На первом сегменте (LED - FRA, A319) экипаж порабодовал регулярными объявлениями от КВС и второго пилота. Задержка, anti-icing, маршрут, погода, все докладывалось регулярно голосами, в которых звучит искренность и небезразличие. Уже на глиссаде включился взлетный режим и самолет ушел на второй круг, сразу последовало короткое объявление "Missed approach, information to follow", через пару минут КВС уже подробно объяснил, что диспетчер завекторил слишком близком за садящимся перед нами А340, и на второй круг ушли чтобы избежать wake turbulence.
Второй сегмент (FRA - LAX) - на новом для меня типе B748. Фотографий нет, сорри..Отличий от B744 не то, чтобы прям очень много, но они есть. Из приятных - пульт IFE более тонкий, удобный и изящный, чем раньше, управление креслом вынесено на сам подлокотник (раньше было на пульте), материал обивки больше понравился (раньше с кресла соскальзывал, сейчас нет). Из неприятных - нет общего монитора в салоне, на котором крутился бы маршрут полета (может был в следующих салонах, я летел в первом, место 3С), массаж в спинке стал по ощущениям совсем слабеньким, система раскладывания кресла (кресло "удлиняется" за счет стационарной подставки для ног, в полностью разложенном состоянии положение далеко от горизонтального), в положении "откинуться и посмотреть кино" удобнее, чем раньше, как раз за счет вышеупомянутой подставки.
 
PRG-MUC-BEG, economy

Прага-Мюнхен-Белград. Все четко по расписанию. Стандартные Embraer 195 со стандартными жесткими сиденьями. Но для полетов такой продолжительности это нормально. Отличный аэропорт в Мюнхене. Из еды шоколадки. К которым предлагается в числе прочего томатный сок и пиво.

А вот 22 апреля, в день рожденья любимого вождя пролетариата, вся Люфтганза объявила забастовку. Немцы любят пролетариат и всячески о нем заботятся. Позволяя даже вот такие мелкие шалости. Сначала пришло письмо об этом замечательном событии. Потом пришли письма, что 2 моих рейса отменены. А дальше началось самое интересное. В письмах было сказано, что можно сделать бесплатный rebooking, либо рефанд. Захожу в их веб-интерфейс, а там болт. Не можем мы в онлайне вас перебронировать. Мы будем рады, если Вы позвоните в наш call центр и расскажете нам свое мнение о проявлении пролетарского гнева. Мнение можно выразить двумя словами: rebook или refund. А уж как я рад... Конечно же дозвониться до call центра не получилось. Ибо очень много клиентов воспользовались этим заманчивым предложением и операторы просто не успели со мной поговорить. В результате я взял билет на LOT и полетел через Варшаву. Написал им позавчера письмо, процитировал Карла Маркса. Вот до сих пор ответа жду.
 
Через 2 дня пришло письмо "ваш запрос передан в соответствующий департамент". И пока тишина. Ну там наверняка у них десятки тысяч таких писем, пока обработают...
 
DME-MUC, economy-class

Довелось прокатнуться на Люфтганзе в апреле месяце до столицы Баварии.Плюсы - все четко, все вовремя, посадка через телетрап, без скотских мытарств на автобусе по всему летному полу(как это чаще всего бывает увы при пользовании услуг российских авиаперевозчиков), приветствия на входе в самолет на ломаном русском - дьобро пажяловатт ( )) ) , предполетный инструктаж на 3-х языках нем.анг. и русс., свежайшие эйрбасики, в моем случае был 319ый, перепады давления совсем не ощущаются,(в наших туполях-илах меня рвало каждый раз) металлические приборы для питания, само питание вкусное, но очень скудное и неразнообразное, весьма любезные и симпатичные девушки-стюардессы, работу свою выполняют без понтов, без высокомерно-недовольно-замученно-мрачных выражений лица, нашим бы у них поучиться. Минусы - бизнес-класс как таковой в нашем понимании отсутствует на ближних маршрутах.Личный вывод - отличная европейская авиакомпания.Если бы они летали по России, ноги бы моей не было на борту руссиянских перевозчиков.
 
Вот из Люфтганзы ответила, наконец, девушка Ольга:


Просто замечательно ! А неработающий online rebooking и мертвый call центр это тоже, наверно, форсмажор. Как обращаться "на чешский сайт", я тоже не очень понял. У них форма фидбека одна.
 
DME-MUC-ZAG

Что я могу сказать? Только одно: я в восхищении!

Что еще может сказать о перелете простой (никакой не статусный!) пассажир авиакомпании, когда на каждом этапе общения с авиакомпанией он ощущает заботу. В чем это проявляется?
Во-первых в он-лайн регистрации. За 23 часа до вылета первого рейса я зарегистрировался на все рейсы моего маршрута. Место можно выбрать, поменять один раз и поменять снова из любви к искусству. При этом посадочный талон - в .pdf, что также облегчает жизнь. Никаких душещипательных сообщений о том, что с баронированием все в порядке, но зарегистрироваться получится только в аэропорту.
При этом в посадочном уже указаны все номера выходов на посадку. Вот это немецкая пунктуальность!

Аэропорт Мюнхена просто идеален в качестве пересадочного пункта. Все супер!
За час до вылета моего рейса в Загреб пришла смс на телефон о том, что номер выхода, указанный на посадочном, изменился! Это очень приятно, функционально и просто!

Кабинный экипаж отработал на отлично! Сколько раз они проехали туда-сюда с тележкой с напитками - не сосчитать!
Единственный минус - это шаг кресел на А-321, на котором мы летели из Мюнхена. всю дорогу колени упирались в кресло. Но отношу это на, что летел на 11 ряду и не учел, что обычно на следующем за аварийным выходом ряду значительно меньше места, чем во всех остальных рядах.

А вот в Загреб летел на Е190. Честно говоря, я просто влюбился в самолет. До этого летал на нем два раза и оба - в бизнесе у Копы. У них бизнес очень приличный, как у Аэрофлота и мои предыдущие впечатления связывал именно с бизнесом. Но в экономе у Люфтганзы тоже очень и очень комфортно. Особенно понравились большой шаг кресел и большие же иллюминаторы.

Цена на майские у Люфтганзы была самая конкурентная, что и определило выбор.
Все перелеты выполнены минута в минуту.
По всем позициям - заслуженный высший балл.
 
DME - MUC - BRE - MUC - DME

мне тоже все очень понравилось . . . особенно мобильная регистрация с посадочными талонами а passbook, сработало все идеально даже в Домодедово, где нужно просто поднести устройство и тебе печатается посадочный . . . можно и на двух пассажиров с одного телефона, чего к слову не дают делать ни Аэрофлот, ни С7 . . . в остальных аэропортах бумаги не нужно, мобила пускает сама . . .

как я уже писал в какой то теме, проснувшись 1 мая в 2 часа дня я был уже каким то 120-м зарегистрировавшимся на рейс вылетом 5:50, так что не спите, мес та у окна остались только в трех последних рядах . . . питания много и съедобно, пунктуальность идеальна, 2 рейса минута в минуту, даже из Мюнхена один вылет вовремя, впервые к слову за мои 20 вылетов оттуда . . . второй правда, вовремя подъехав к полосе, провели в очереди на взлет минут 20 . . .

особо стоит отметить новые кресла самолетов А320/321, которые в тыщу раз удобней аэрофлотовских в А333 и шаг кресел существенно больше . . . спокойно подремал пару часиков . . . подушки на коротких рейсах тоже мало кто дает . . .

ну и отдельная благодарность персоналу, все было идеально . . . пить есть сколько хочешь, решил сделать покупки в магазине, возились 30 минут в поисках и подборе нужного . . .

в 2010-2011 гг Люфтганза портилась, но сейчас снова идеальный перевозчик на коротких рейсах . . .
ну и Мюнхен самый удобный аэропорт Европы однозначно . . . кстати стахановскими темпами возводится третий терминал, уже ведется сбор конструкции на 3-4 уровне . . . 3-ю бы полосу им и цены не было . . . ну и в целом по всем вопросам с аэропортом Мюнхена очень приятно общаться)))))

PS: про цену качество скромно промолчу, потому что билет мне стоил 0 рублейи 10000+18000=28000 миль и порадовал своим наличием за такую мильную цену на первые майские праздники . . .
 
Последнее редактирование:
Вот еще ответ от девушки Ольги:


Позвонил в call центр, обещали вернуть стоимость неиспользованных билетов. Странно, что этого по умолчанию не происходит - видимо надеются, что кто-то забьет и они поимеют с этого копеечку. Мелочная, воровская психология.
 
Франкфурт-Хьюстон на А380

Первый полет на А380-800, рассказать особо нечего, все на одном немецком уровне, нареканий у меня нет,
хорошая система развлечения пассажиров, позволяет легче скоротать почти 11 часов полета, всем выдали пледы
и наушники безоплатно,желающим наливали без вопросов, бортпроводники очень приветливые и доброжелательные,
полет прошел без происшествий. Внутри не фотал, выложу фото подготовки борта, посадка производилась по 3
авиамостам одновременно.
 
Полная стоимость билета Прага-Мюнхен-Белград-Мюнхен-Прага 6909 чешских крон или 11463 рубля. За отмененные из-за забастовки 2 плеча Белград-Мюнхен и Мюнхен-Прага Люфтганза вернула на карту 3626 рублей. Ну точно мелкие воры.
 
Последнее редактирование:

А у меня так и было в Бергене. При попытке онлайн регистрации сообщение "можно только в аэропорту". В автомате LH регистрация получилась. У всех свои приколы. Ну а "забота" ощущается лишь в тех рамках, где это предусмотрено системой. Как показала практика, в форсмажорных ситуациях система работает не в пользу клиента. Я бы наверно сравнил Люфтганзу с Макдональдсом. Да - если есть выбор "кафе у Махмуда" или Макдональдс, я пойду есть гамбургер. Стабильно средненькое качество услуг. Точно знаешь, что принесут скучнейший Варштайнер, но это не Балтика 7, его можно пить. Т.е. для "автобусных" перелетов по Европе Люфтганза вполне нормальный вариант.
 
NCE-VIE-DME (зачеркнуто) NCE-FRA

Изначально этот отчет должен быть размещен в ветке про Австрийские Авиалинии, которые предложили отличный вариант вылета из Ниццы рано утром с последующим проведением светового дня в Вене и вечерним вылетом в Москву, но видимо не судьба. За пару дней до вылета сайт аэропорта Ниццы сообщил о стартующей забастовке аэропортовых работников во Франции и отмене множества рейсов, в том числе – нашего.

Что же делать? Мы останемся здесь? Нам придется выбираться в Италию и лететь оттуда? Где мы возьмем денег на новый билет? Все эти мысли меня не посетили вообще. Я просто набрал по Skype номер работающего на тот момент телефонного центра в Москве и приготовился выслушать предложения авиакомпании. Их было два – переписать билет на рейс из Ниццы в Вену на обед и провести в VIE около 4 часов или же полететь через Франкфурт Lufthansa с возможностью провести там целый световой день. Я выбрал второй вариант, хотя, как выяснилось позже, мог выбрать еще перелет через Цюрих Swiss или LH через Мюнхен. Итак, билеты упали мне на почту через несколько минут, и я спокойно отправился отдыхать дальше. Чтобы гарантировать себе спокойствие, я зарегистрировался на оба рейса за 23 часа до вылета первого и на этом успокоился.

Как выяснилось зря – за 7 часов до вылета на почту свалилось оповещение об отмене рейса Ницца – Франкфурт. Что же делать? Бежать в аэропорт и стоять у представительства перевозчика пока его не откроют? Требовать доставить себя в Москву через Париж на AF (тот не гнушался в эти дни гонять B777 из Парижа в Ниццу и обратно) и полцарства в придачу? Нет. Снова звоню LH, на этот раз в Германию и получаю билеты на рейс вылетающий через несколько часов после отменного. Все в порядке, но регистрация через сайт перевозчика на этот рейс не проходит. Устаю сражаться с ней и отправляюсь спать.

Ранее утро, солнце ласкает французскую землю, по которой, неспешно, идет участвующий в акции протеста французский аэропортовый работник, а я торопливо перешагиваю порог аэропорта и оказываюсь в зале Е, где точно напротив представительства LH & OS идет регистрацию на наш рейс. Вернее стоят. Стоят огромные очереди на три стойки, две на эконом класс, одна для бизнеса и элитных участников FFP. И зачем на А321, в который у LH вмещается до 200 pax больше стоек? Встаем в последнюю и застреваем на добрые 20 минут – кто-то регистрирует набор музыкальных инструментов, кто-то собаку, кто-то и вовсе 5 чемоданов на троих. В итоге дорвавшись до стойки слышим две новости: посадить вас двоих вместе не то чтобы невозможно, а просто нереально, так как мест в салоне нет. Эту новость мы как-то победили и получили посадочные с разницей всего в 1 ряд. Вторая новость заключалась в том, что чемодан до конечного пункта зарегистрировать без проблем можно, а вот нам придется получать посадочные уже на стойках во FRA. Ок.

Досмотр и дальше - завтрак в небольшом лаунже терминала 1 NCE. Кстати, биззал этот может потягаться с лучшими столичными лаунжами по количеству пьющих алкоголь в утренний час. Видимо, каждый запивает стресс от забастовки. Началась посадка, но мы не торопимся, все равно «элитная бизнес очередь» по длине равняется «не элитной очереди». Попадаем на борт в самом конце посадки, ловко меняемся местами и с небольшим опозданием, но покидаем гостеприимную к социальным правам трудящихся Францию. Всех кормят одним вегетарианским сэндвичем и предлагают напитки, в том числе – вино. Пар страниц книги, одна серия интересного сериала и вот мы уже во FRA. До вылета рейса на Москву еще достаточно часов, надо ехать в город, но сначала нужно получить посадочные. Например, в автомате. И вот тут началось самое интересное.
 
FRA-DME

Не могу найти твой багаж, дружок, иди к человеку, - молвил железный аппарат. И вроде не проблема, но желающих попасть в ближайшему работнику LH без меня было человек двадцать, не меньше. В итоге нужный господин нашелся уже в общей зоне и сообщил, что с чемоданом все ок, он доедет до Москвы, а вот напечатать посадочные можно будет через двадцать минут. Но, если у меня есть электронные версии со штрихкодом, то я могу использовать их без каких-либо проблем.

День во Франкфурте пролетел очень быстро, и вот снова мы внутри терминала FRA. На досмотре посадочные отсканировали с экрана, досмотр раз и готово, на границе не возникло никаких вопросов. Вылет из зоны В, там очень приятный лаунж. И дело даже не в хорошем выборе еды и напитков для такого места, а в пространстве - его очень много и это мне очень понравилось. Пора на посадку.

У гейта самое настоящее столпотворение - посадка должна уже идти 15 минут, а никакого не пускают. Через 5 минут начинают пропускать только бизнес-класс, затем участников элитных уровней и тут первый прокол с электронным посадочным. На гейте проверяют валидность документов и ставят штампик в посадочный талон (LH страшно боится депортации из России, а не в нее???), но на электронный посадочный штамп лучше не ставить. Собирается целый консилиум и в итоге нам выдают бумажные посадочные, на которые ставят штамп. В это же время начинается посадка всех остальных пассажиров и выглядит это зрелищнее, чем попытка некоторых на вокзале успеть на последнюю ночную электричку. Самолет ведь улетит тут же, если не преодолеть воротца за одну секунду, да. А за воротцами сотрудники LH, которые проверяют количество ручной клади и, естественно, останавливают каждого второго. Словом, страшное зрелище.

На борту А321 все ок - 10 ряд, это два места перед аварийным выходом + джамп-сит для персонала. Все отлично, кроме того, что иллюминатор чуть далековато, поэтому если хочется смотреть на происходящее за бортом не нагибая голову, то рекомендую 11А - все тоже самое, только еще больше иллюминаторов. А вот 26 ряд лучше не брать - темница, ухх. Все погрузились, КВС сообщил, что вас так много, а касалеток нет, поэтому мы сейчас загрузим еще и поэтому вылетим с опозданием. Но обещал нагнать опоздание в полете. А вот и полетели. Не понравилась еда - все кроме горячего выглядело настолько заветрено и ужасно, что салат и пирожное я оставил нетронутым. Персонал отличился - прошелся с напитками всего 1 раз (!). А ведь раньше такого не было (ай ай ай)))). Прилетели в итоге с небольшим опозданием, провели 10 минут в очереди на границе и еще 15 в ожидании чемодана, катавшегося в компании багажа из Киев и Баку (кажется, а может это был другой город). Чемодан мой приехал почти последним (а вдруг потерялся, начал было уже думать я), зато на ленте крутилось много сумок, которые должны были прилететь во Внуково. Ну ок. Зато DME опять "порадовал" - стабильные пробки и два уродских турникета на выход из терминала, которые срабатывают через раз. Рядом с ними 5 рамок для досмотра и сотрудница, которая кричит всем входящим с улицы, что входа здесь нет. Смеяться или горевать уже не было сил - вот такси, скорее бы убраться из этого места.

В итоге - забастовки и форс-мажоры это не всегда плохо. Главное быть позитивно настроенным и не переживать, что чего-то может не получиться. Ну и выбирать перевозчиков, которые в случае чего смогут предложить альтернативу. Еще, конечно, неплохо иметь элитный статус, которые помогает в решении трудностей, но это опционально. Главное, что несмотря на забастовку, отдых удался на 100% =)
 
Написал на Люфтганзу жалобу в LBA:

http://www.lba.de/EN/Home/homepage_node.html

Вот их ответ:


В общем, мы перевозчика оштрафуем, если что. Но вам выбивать свои деньги по-любому придется другим способом. Вот так работают немецкие надзорные органы.
 
AndyM, остается только сюда:
http://ec.europa.eu/transport/themes/passengers/air/contact/index_en.htm

Тем более текст на английском или немецком у Вас уже есть, останется только скопипастить. Жаль, на компенсацию в 600 или 900 евро Вы не можете рассчитывать, так как industrial disputes исключены из ответственности перевозвочка.
 
VLC-MUC-DME 16/06/2013 + DME-FRA-MAD 05/07/2013

Люфты пока меня только радуют (тьфу-тьфу), брал билет VLC-DME-MAD, цена 305 Евро, вполне достойно.
Покупка билета, онлайн регистрация - без проблем. В Домодедово интересовались, зачем мне бумажные посадочные от них, если уже зарегистрировался. Вообще странно, раньше персонал на стойках таких глупых вопросов не задавал. В VKO персонал намного приятнее в феврале показался.
Летим туда, то есть в Москву, VLC-MUC все ровно, вовремя и стандартно. Ждал стандартного опоздания рейса MUC-DME с прибытием в 2-35, так повезло) А320 заменили на А319, оказались у аварийного выхода, никто места не менял. 2-25 и посадка в Домодедово, прибытие раньше расписания. Редкость для этого рейса. В Домодедово в третьем часу ночи одновременно выгрузились Анталья, видел 2 прилетевших AirBerlin + 2 Swiss, паспортный в иоге на 22 минуты. Уехать тоже проблема, но в конечном итоге встретились с таксистом "на развороте" через 30 минут как прошли паспортный. Надо отдать должное, когда прошли паспортный, багаж уже выдавали.

Летим обратно. Паспортный в Домодедово без проблем, а вот досмотр - длинна очередь к женщине-штампульке, создается просто из ничего. Вообще не могу представить, как пара десяток стоек паспортного могут работать быстрее, чем женщина-штамп. Народу везде полно, душно. Курилки закрыты, люди курят у туалета на нижнем этаже, даже сотрудники... В самолете же все на 5 баллов - в салоне недушно, экипаж приветливый, напитки несколько раз проносят. Рейс DME-FRA выполнял новенький А320 D-AIZT с винглетами, раньше на А320 с винглетами не летал никогда.
Удивился горячему питанию на рейсе FRA-MAD, правда без выбора. Но все равно приятно) Рейс выполнял 13,5-летний D-AISB, состояние идеальное, следят они хорошо за машинками своими. В Мадрид прибыли на 20 минут раньше графика, пересадка во Франкфурте спокойная и стандартная, курилки в наличии-)) что немаловажно для меня.

За сервис на земле минус 2 балла, за DME, туда балл и обратно балл, хотя вроде не аэропорт же оцениваем...но LH же летает в DME по собственной воле. Законно снял значит. В остальном придраться не к чему, на твердую "отлично"
 
DME-FRA, FRA-VKO

Опробовал легендарный немецкий сервис. Сравнивать буду с Аэрофлотом, которым слетал по аналогичному маршруту весной.

Интернет регистрация прошла без проблем, несмотря на то, что билет был совместный S7+LH, причем полёты в разные дни. LH без проблем по номеру билета дала зарегистрироваться на свой рейс. Приятно, что в процессе регистрации показывается аэропорт вылета, а то я почему-то думал, что из Внуково лечу. Вот смеху бы было.

Вопреки моим ожиданиям Домодедово был хорош. От входа в аэропорт до нахождения кресла возле гейта прошло минут 25 максимум. На досмотре/паспортном - вообще прекрасно. В чистой зоне - очень многолюдно, очень много людей стоят, но при этом свободные сидячие места есть, вайфай работает. Посадку объявили с задержкой, садились через телетрап, наземная часть прошла "на отлично", докопаться не к чему.

Новый airbus с тонкими креслами. Места для коленей много, но при этом подушка кресла очень короткая. Лично мне кресла самолётов Аэрофлота показались удобнее.
По обслуживанию в полёте LH наголову выше Аэрофлота. Самое главное - напитки и еду раздают одновременно, это гораздо удобнее. Ну и железными приборами есть тоже приятней. Ещё дают пиво и вино, но я к этому абсолютно равнодушен.

Прилетели вовремя, автобус. Т1 Франкфурта мне не понравился, но на субъективно-ощущенческом уровне. Объективно то всё ок. Граница быстро, багаж дали, идти до поезда только далеко.

Обратно всё аналогично. Интернет-регистрация работает, в полёте все хорошо, а Т1 опять не понравился. Очень много людей, при этом когда приезжал на рейс Аэрофлота в 14:15 в Т2 вообще никого не было, как мне показалось. На дроп-офф и досмотр очереди, но скромные. В посадочном указан gate B43, при этом на табло напротив рейса светится hall A. Вопрос: в каком зале сдавать багаж? Оказалось - всё равно в B. Зачем при этом нужно табло - не понял. К самолёту опять катались на автобусе, во Внуково - телетрап, паспортный и багаж - быстро.