Федеральное агентство воздушного транспорта предложило ограничить эксплуатацию российскими авиакомпаниями возрастных самолетов иностранного производства и зарегистрированных в госреестрах других стран. Эти предложения содержатся в письме, направленном в министерство транспорта. По замыслу Росавиации, речь идет не о запрете использования бортов, уже состоящих в парках отечественных перевозчиков, а об ограничении ввоза самолетов старше 15 лет. Относительно регистрации самолетов не ясно, предлагается ли переводить все воздушные суда в российский госреестр, или также установить это правило для вновь получаемых машин.
В Росавиации подробностей не рассказывают. "Мы не комментируем служебную переписку", - сказал агентству " АвиаПорт" представитель ведомства.
Надо отметить, что федеральное агентство не стало первопроходцем в этой теме: прежде похожие предложения озвучивались депутатами Госдумы. В разных вариациях исходили они от представителей "Единой России". Для начала законодатели предложили запретить эксплуатацию самолетов старше двадцати лет, мотивируя таковую необходимость небезопасностью "старых" ВС. Но, по подсчетам депутата Владимира Гутенева, и этот возраст не дал бы российским пассажирам гарантии безопасности. Он пошел дальше, решил омолодить флот еще на пять лет и запретить использование ВС старше 15 лет.
Решив не останавливаться на достигнутом, он также инициировал дискуссию о возвращении всех эксплуатируемых в России самолетов в российский же государственный реестр. Здесь использовалась еще более патриотическая мотивация - в тексте пояснительной записки депутат апеллировал к вопросам национальной безопасности в принципе. Согласно его логике, отсутствие у российских властей контроля за процессом поддержания летной годности воздушных судов, равно как и активное использование техники иностранного производства, делают уязвимым "национальный суверенитет" страны. Об экономической целесообразности подобных мер в документах ничего не говорится.
Теперь, когда страсти поутихли, обсуждение вопросов безопасности полетов и эксплуатации воздушных судов перешло из политического русла в профессиональное.
Минтранс со своей стороны подтверждает получение письма от Росавиации. В министерстве говорят, что уже 20 декабря предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности полетов были представлены правительству РФ. И в этих предложениях учтены пожелания Росавиации. Вместе с тем, по мнению министерства ни один из обозначенных параметров не имеет прямого отношения к безопасности. "Специалисты пришли к мнению, что безопасность полетов зависит не от возраста ВС, а от его летной годности. Страны, эксплуатирующие самолеты старше 50 лет, демонстрируют высокие показатели безопасности полетов", - отмечают специалисты Минтранса.
Аналогичную позиции озвучили и в отношении второго предложения. В Минтрансе объясняют, что, согласно результатам расследования авиакатастроф, недостатков в поддержании летной годности у самолетов, зарегистрированных в реестрах иностранных государств, специалисты не выявляют. Но при этом от самой идеи отказываться не будут. "В целях совершенствования государственной системы безопасности полетов проводится работа по обеспечению возможности регистрации иностранных ВС в российском реестре", - говорят в Министерстве.
Сама по себе инициатива вернуть регистрацию самолетов на Родину ничего ужасного из себя не представляет. Однако, не влияя напрямую на безопасность пассажиров, такой шаг может нанести финансовый урон рынку. Начиная с того, что многие воздушные суда отечественные компании берут в лизинг у иностранных партнеров, которые пока ничем не продемонстрировали желания переводить регистрировать свою технику в России. "Если эта инициатива будет принята, российским перевозчикам придется либо отказываться от услуг зарубежных лизингодателей, либо перебросить эти воздушные суда посредством сложнейших схем на российские лизинговые компании. Теоретически это возможно, практически - нет", - ранее говорил "АвиаПорту" заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский.
Кроме этого, регистрируя самолеты в России, компании рискуют значительно потерять в деньгах, продавая их впоследствии на вторичном рынке. Мировое авиационное сообщество не питает особенного доверия к российской системе поддержания летной годности. Аналогичной позиции придерживаются и финансисты. Соответственно, самолет с российской регистрацией по экспертным оценкам теряет 20-25% в стоимости, попадая на вторичный рынок. С одной стороны, перед авиационными властями встает сложнейшее противоречие между экономическими и политическими интересами (так как даже Минтранс согласился, что на безопасность "прописка" самолета не влияет, этот аргумент скоро перестанет иметь вес в дискуссиях). С другой, безвыходных ситуаций не бывает.
В сложившейся ситуации логичнее было бы направить усилия не на написание запретов и ограничений для эксплуатантов, а на совершенствование системы поддержания летной годности, чтобы перевозчики и лизинговые компании не испытывали дискомфорта, ставя суда в российский реестр. В частности, важно, чтобы отечественные правила в этой сфере были гармонизированы с европейскими, что, несомненно, подняло бы авторитет России в глазах международного сообщества. Кроме того, согласно мнению специалистов авиационной отрасли, полезно было бы передать контроль за процессами поддержания летной годности независимым экспертам.
Источник:
АвиаПорт