Самолёты Аэрофлота СССР с синими полосами на хвосте.

И да, уважаемые коллеги! Если можно, давайте разделим список машин в первом посте на Аэрофлот и «не-Аэрофлот». Ибо Аэрофлота там по бортам менее половины.

Также необходимо отделить «новоделы», которые стали «синехвостыми» в 90-е, чтобы понять реальный масштаб эксперимента именно в советском Аэрофлоте.

И было бы хорошо отыскать фото «синехвостых» Ан-12 до сентября 1991, так как все имеющиеся фото сделаны позже, более того, надпись CARGO и самодеятельность с логотипом Аэрофлота появились тоже уже где-то «на грани», или после 1991, когда стандарты окраски перестали строго соблюдать.

С Ан-12 вообще тема интересная. Они все из разных управлений, но такое ощущение, что кто-то консолидировал их, брал в аренду, вероятно, для некоего общего потока перевозок с Запада/на Западе. И в этом процессе надписи и нанесли. Уже несоветская это тема, имхо. Или не совсем советская, то есть уже в процессе «приближения к рынку», но не ранее 1991, мне кажется, всё равно.
 
Последнее редактирование:
По угадыванию цветов хочу вот ещё какую задачку показать. У меня в процессе одной исследовательской работы, которую выполняю сейчас, возникли серьёзные сомнения (по опубликованным ранее работам Саши Гаврилова GAV и одной из моделек машины на «Каропке») посему затеял отдельное изучение и нашёл ответ, конечно же, с помощью ув. АН (так как у кого ещё спросить самые-то первоисточники ). Оказалось, что я правильно вычислил (именно вычислил, а не определил по фото, позже объясню) один из цветов. А вот второй — категорически нет.

Что касается такого восприятия цвета — см. предыдущий пост, на всякий случай прямая ссылка (обнаружил, что некоторые как бы коллеги не смотрят даже на страницу назад:Самолёты Аэрофлота СССР с синими полосами на хвосте. | Страница 5 | Авиационный форум AVIAFORUM.RU).

Пусть пока останется интригой (потом объясню, для чего эта интрига). Интересно выслушать мнения коллег. Именно два снимка привожу специально — отчасти это позволяет приблизиться к правильному ответу.
Это один и тот же борт 46211.
Вот скажите, друзья, каких цветов верх фюзеляжа и полоса — та, что широкая?


 
Последнее редактирование:
Если не ошибаюсь, то ли красная, то ли оранжевая. Сейчас уже лень в архиве цветное фото искать )
 
Привет. 46211 - профиль "рисовал" в далёком 2006г. Сомнения по окраске были и остаются. Просил поправить меня - так и нет...
Ну да ладно. А за интригой - послежу.
 
Наиболее раннее изображение самолёта с подобной окраской хвоста из попадавшихся мне датируется аж 1970 г. (полный набор этикеток см. здесь):


В этой теме уже был показан синехвостый макет Ту-204 1988 г. http://visualrian.ru/search/348/399463.html:



Синие полосы на хвосте также были у нереализованного Як-46. Фото оригинального макета 1991 г. ЯК-46:








Ещё одно фото с МАКС'99 - на этот раз синехвостого Ан-38-100.
 
Последнее редактирование:
Едва ли это можно назвать окраской хвоста. Тень вместо регистрационного знака. Художник калужской спичечной фабрики "Гигант" точно не был посвящен в такие детали и брал за образец первое попавшееся рекламное фото Ту-154, добавляя в него свой вымысел.
 
Тень вместо регистрационного знака.
На всех картинках данной серии свет падает на самолёты с правой стороны под углом ~45 гр., поэтому никакой тени на обтекателе 2-го двигателя с этого ракурса быть не может. Вообще, ни при каком освещении такого прямоугольного самозатенения на киле Ту-154 просто не может быть. К тому же на всех рисунках тени чёткие - они изображены сплошной заливкой днищ самолётов, без штриховки (т.е. полутеней).



Эти этикетки не местного, а общесоюзного выпуска - помимо калужской известны точно такие же этикетки выпуска уфимской, барнаульской, слободской, бийской, борисовской, гомельской, кировской, рыбинской, туринской и др. спичечных фабрик - по указанной ссылке представлены аналогичные этикетки всех этих фарбик.

В целом самолёты изображены довольно точно, без художественного вымысла, причём нигде лишних теней нет:














Думаю, что полосы на киле Ту-154 были на одном из рабочих эскизов самолёта, который и лёг в основу рисунка для этикетки. А идея добавить полосы на киль тушки могла быть позаимствована, например, у Ту-114:
 
Последнее редактирование:
Freddy, фотографий первых Ту-154 сохранилось многие сотни. Среди них нет ни одной с подобного рода полосами. И уж точно полосы на этикетке от спичечного коробка не имеют ничего общего с окраской, введённой десятилетие спустя.
 

Ранние фото видел. Я имел в виду не фотографии, а эскизы (т.е. рисунки-концепты), на которых рассматривался облик будущего самолёта.


Согласен, я обратного и не утверждал. Речь шла о том, что сама идея добавить на кили самолётов Аэрофлота горизонтальные синие полосы появилась задолго до 2-й половины 1980-х гг.
Вот календарик 1975 г. - опять на хвосте изображена синяя полоса:

 
Последнее редактирование:
Уверен, это не идеи людей, влиявших на решение, а "взгляд художника", artist impression, как говорят по-английски. Находки интересные, но не думаю, что это какие-либо истоки или предвестники обсуждаемой ливреи.
Также просил бы ещё раз разделить советский Аэрофлот, МАП и Минобороны, а также постсоветские отголоски. Стоит выделить этот эксперимент в чистом виде (может, МАП/МО и были как-то увязаны с созданием модифицированной ливреи, что логично в отношении СССР, но постсоветские реализации надо категорически отделить (а их уже неприлично много в ветке!), иначе замусоривается тема).

Freddy, посмотрите сами, сколько было всяких художеств на открытках 60-70-х годов, например — там достаточно подобного, не имеющего при этом ничего общего с реальностью.
 
Последнее редактирование:

Нет, это не фантазия художника, а часть фирменного стиля Аэрофлота. В реальности такая полоса была добавлена только на хвосты Ту-114 и первых Ту-124.
1963 г. - у Ил-62 под флагом - синяя полоса (не только на конверте, но и на марке):


1982 г.:


Макет Ту-154 из Центрального музея военно-воздушных сил (длина - 990 мм, размах крыла - 740 мм, высота - 180 мм):


Изображение с буклета начала 1970-х гг. - у Ту-154 такая же полоса на киле, как на рассмотренной выше спичечной этикетке:
 
Последнее редактирование:
Макет Ту-154 на ВДНХ, 1974 г. (взято с visualrian.ru ):

Сейчас эта модель находится у ПАО "Туполев" (День открытых дверей в ОАО "Туполев" - MoscoWalk.ru - Прогулки по Москве | Прогулки):


Ведущий инженер-конструктор ОКБ имени Яковлева Виноградов А.А. с моделью самолета "ЯК-42М" (фото 1991 г.):




Раньше не замечал, что у Ан-8 МАП и некоторых Ан-12 ВВС помимо хвоста в синий цвет также были окрашены и внешние части крыльев, тогда как у всех самолётов МГА синие полосы были только на хвосте. В красно-белой окраске полосы тоже наносились на хвост и крылья - например, в полярных условиях это повышало заметность самолёта на фоне снега:



Модель многоцелевого высотного дозвукового самолёта "М-63":


Забавное сходство: полосатый вариант окраски хвоста, как в красно-белой и сине-белой схемах на фото 1963 г. - Ан-12А СССР-06175 был направлен в Индию для выполнения демонстрационных полётов, для чего получил оригинальную окраску. Красно-белая окраска появилась только через 13 лет, а ещё лет через 10 - сине-белая:
 
Freddy, а нет ли у Вас фото Ан-12 с синим хвостом, но до, скажем, сентября 1991 г.?
Меня интересует появление надписи CARGO и «расползания» логотипа Аэрофлота не по стандарту. Пока считаю, что это уже постсоветская самодеятельность 1992 г., так скажем, первых экспериментов свободной экономики.
Но были ли так окрашены Ан-12, или хотя бы один из, до 1992? Есть фото без надписи CARGO (емнип, 11795), но оно датировано 1995-м, и для полного подтверждения не годится.
 
Но имел в виду, пардон, как бы неявно (но писал-то про Аэрофлот )), гражданские борты.
 
Freddy, а нет ли у Вас фото Ан-12 с синим хвостом, но до, скажем, сентября 1991 г.?

Навскидку - фото от 5 августа 1991 г. Интересно смотрится дублирование номера на киле. Foto Aeroflot Cargo Antonov AN-12B CCCP-12960 :


Этот же борт в конце 1980-х гг. Aviation Photo #0299425: Antonov An-12B - Aeroflot :
 
Спасибо. Хорошо бы ещё примеров .
Доводилось встречать ошибки в датах на год, и даже на 2. Когда автор публикует много лет спустя и пишет по памяти.
Также в фотобанках, как минимум, наших, у «сильно исторических» дата снимка часто ничего не значит, так как списывалась с бумажных карточек, на которых иногда писали дату поступления вместо даты события.
 
Ещё пара типов ВС, у которых горизонтальные синие полосы были на килях макетов, тогда как в реальности таких полос не было (из этой серии уже был упомянут Ту-204):

Найденный на чердаке 120-сантиметровый макет Ан-32 с демонстрацией грузовой кабины (масштаб 1/20):


Модель Ан-22, сделанная в ОКБ Антонова в 1987 г. (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20015307). В унифицированную схему окраски в 1986 г. был покрашен Ан-22, доработанный для транспортировки консоли самолета Ан-124 ( http://aviadejavu.ru/Images6/AV/AV97-5/21-3.jpg ).
 
Последнее редактирование: