SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Реклама
Гадание на диване:
На 9:27 видно, как неработающий двигатель пытается запуститься.
После этого начинается полный бардак.
Хотя, до этого момента, на видеокартинке пепелац летит вполне прямо.
Может, управляющая программа сошла с ума и начала чудить, потому и начались ненужные попытки запустить мёртвые двигатели и прочая фигня?

Подождём развёрнутого пресс-релиза.
Чай это не Роскосмос со свой шпиономанией.
 
Сегодня с Ванденберга успешно улетели очередные «Старлинки», ступень B1061 сделала свою работу в 13-й раз:


.

По другую сторону континента на LC-39A готовятся запустить Falcon Heavy с Viasat-3. (Старт – в районе 3 часов ночи мск).

20230427-viasat3-1.jpeg

20230427-viasat3-2.jpeg

20230427-viasat3-3.jpeg

20230427-viasat3-4.jpeg

Фото: SpaceX.

Трансляция ожидается здесь:


.

Хотя с таким прогнозом погоды, какой у них есть... запуск, скорее всего, будет перенесен еще раз.

Кстати, на днях всплыли подробности о причинах задержки данной миссии после проведенного Static Fire. Якобы SpaceX заменила два двигателя Merlin... что бывает нечасто, но вообще-то неудивительно для такой ракеты-конструктора:
- новый центральный блок B1068
- потрепанный жизнью боковой бустер B1052, который совершил первый полет в апреле 2019 года (за год до ковида, помните эти волшебные времена?) в качестве боковушки Хэви, летом того же года – еще один аналогичный, затем два с половиной года пролежал на складе, был переделан в стандартный бустер Falcon 9 и выполнил в этом качестве 5 запусков, и вот теперь снова переделан в боковушку Heavy
- и его древний брат-близнец B1053, который также дважды использовался как боковушка Heavy в 2019-м, а потом пылился на складе почти 4 года.

Так как посадка не предусмотрена, то на ракету не установлены ноги и аэродинамические рули. Необычный запуск, короче.
 
Реклама
Запустить Хэви вновь не удалось (погода прояснилась, теперь уже была какая-то техническая причина).

Зато парой часов ранее с соседней площадки SLC-40 благополучно улетел Falcon 9 с двумя спутниками связи O3b mPOWER 3 и 4 на круговую орбиту высотой 8000 км. На первой ступени был использован почти новый бустер B1078, для которого этот полет был всего лишь вторым. Ступень села на баржу Just Read the Instructions.

 
Статистика reusability для запусков SpaceX 27 и 28 апреля.

(1) Starlink Group 3-5 (запуск 27.04 в 09:40 местному времени)

Время оборота первой ступени B1061.13 – 55 дней (пред. запуск Starlink Group 2-7 был 3 марта).
Время оборота стартового комплекса SLC-4E – 12 дней (пред. запуск Transporter-7 был 15 апреля).
Данные по головному обтекателю: одна половинка использована в 6-й раз, другая - в 7-й.

(2) O3b mPower 3/4 (запуск 28.04 в 18:12 местному времени)

Время оборота первой ступени B1078.2 – 57 дней (пред. запуск Crew-6 был 2 марта).
Время оборота стартового комплекса SLC-40 – 10 дней (пред. запуск Starlink Group 6-2 был 19 апреля).
Данные по головному обтекателю: ??? (по виду б/у, подробностей не нашел).

Запуск выполнялся на сравнительно высокую переходную орбиту (7,000 х 2766 км х 8,6 град.), дальше до круговой орбиты 8000 км спутники будут добираться сами. Судя по телеметрии, показанной в трансляции, разделение ступеней Falcon 9 произошло на скорости порядка ~8400 км/ч (что примерно на 200 км/ч больше, чем при выводе на орбиту вышеупомянутых «Старлинков» и большинства других запусков SpaceX). Так что нагрузка на бустер при входе в атмосферу при посадке была побольше обычной, но он справился )

Следующий запуск компании – очередная попытка запустить Falcon Heavy с Viasat-3 вечером в воскресенье. К слову, эта миссия оказалась еще тяжелее, чем мы обсуждали несколько дней назад: один из аппаратов-попутчиков (Arcturus/Aurora-4A) весит добрых 400 кг. Итого имеем 6400+400+22=6822 кг (масса примерная, так как мы с точностью до килограмма не знаем сколько весит сам Viasat-3).
 
Немного статистики о стендовых испытаниях двигателей «Раптор» в МакГрегоре.
Неофициальные данные за последний год: проведено 1025 включений (из них – 367 на вертикальном тестовом стенде) средней продолжительностью 58 секунд (максимум – 166 секунд). Всего 8 включений двигателя завершились их катастрофическим разрушением (0,78% всех тестов).

Больше цифр здесь: McGregor Testing
То есть, надежность двигателей по отдельности достигнута вполне приличная.
 
Илон Маск выдал вчера кое-какую информацию о первом испытательном пуске Старшипа+Хэви, проведенном 20 апреля.
Основные тезисы его онлайн-интервью:
  • SpaceX удовлетворена результатами первого запуска и рассчитывает на существенный прогресс уже в следующей попытке. Было получено много данных, в т. ч. по автогенному поддержанию давления в баках (без использования гелия).
  • Несмотря на разрушение бетонного покрытия под стартовым столом, повреждения самого стола кажутся не столь серьезными, и все работы по его восстановлению должны быть закончены в течение двух месяцев. По словам Илона, большинство ключевых компонентов оказались надежно защищены. Башня обслуживания практически не получила повреждений при запуске.
  • Ключевой версией, почему бетонное покрытие было разрушено, в SpaceX считают вариант, при котором под давлением раскаленных газов не выдержал слой песка под бетоном. Переданное на него давление оказалось таким большим, что песок начал смещаться – после чего лежащий на нем бетон начал прогибаться и в какой-то момент быстро разрушился.
  • Дополнительным фактором повышенной нагрузки на бетонное покрытие стал медленный уход ракеты со стартового стола: разрушение бетона произошло не при старте двигателей, а при начале подъема (что хорошо видно, например, на этом видео). В будущем компания изменит последовательность запуска двигателей, что позволит уменьшить время между началом их старта и подъемом ракеты (которое в данном запуске составило порядка пяти секунд: из-за того, что каждый двигатель запускался «по отдельности», в т. ч. чтобы получить больше диагностических данных).
  • В процессе запуска 3 двигателя из 33-х выдали аномальные показатели по некоторым параметрам, и процесс их запуска был остановлен. Таким образом, эти 3 «Раптора» не остановились сами, а фактически были отключены системой управления ракетой. В ее логике было разрешение на продолжение старта при работающих 30 или более двигателях, поэтому уход со стартовой площадки был на пределе возможностей.
  • Угол, под которым ракета уходила со старта, не был запланированным – он явился как раз следствием разнотяга из-за потери нескольких двигателей.
  • Несмотря на то, что дальнейшие аварии в системах ракеты было бы логично представить как последствия попаданий фрагментов бетона при старте, пока SpaceX не обнаружила явных подтверждений этого в телеметрии.
  • После ухода со старта, следующим событием стала потеря телеметрии с двигателя №19 на 27-й секунде полета. Этот отказ совпал по времени с яркой вспышкой в районе этого двигателя, которая хорошо видна на видео запуска. При этом также была нарушена целостность изоляции двигателей №№ 17, 18, 19, 20. Желтое пламя, появившееся в этой области, сохранялось до самого конца полета, что скорее всего является признаком продолжавшегося пожара в этой части ракеты.
  • На 62-й секунде полета произошло разрушение теплозащиты в области двигателя №30, однако он продолжил работать.
  • Фатальная череда отказов началась на 85-й секунде полета. Двигатель №6 перестал отвечать на команды гидравлической системы, управляющей курсом ракеты, и вскоре после этого контроль над направлением полета был потерян. Судя по видео, двигатель №6 продолжил попытки перезапуска до самого конца полета, хотя логика системы управления подразумевает запрет на перезапуск при тех показателях двигателя, которые на тот момент были. SpaceX пока не знает, с чем был связан подобный выход двигателя из-под контроля, так как в стендовых испытаниях подобного не наблюдалось.
  • В итоге была активирована система прекращения полета, при которой происходит подрыв зарядов взрывчатки. К большой озабоченности SpaceX, между срабатыванием этой системы и разрушением ракеты с детонацией топлива произошло более 40 секунд. Полученные при взрыве зарядов повреждения оказались недостаточными для моментального разрушения обеих ступеней ракеты. Они разрушились только при спуске в более плотные слои атмосферы, где растущее аэродинамическое сопротивление все же прикончило ракету, продолжавшую делать кульбиты с пробитыми баками, из которых лилось топливо после взрывов.
  • К слову, прочностные характеристики ракеты превзошли все ожидания! Однако систему аварийного прекращения полета придется переделывать, увеличив количество используемой взрывчатки. По мнению Илона, именно эта работа (вкупе с ее согласованием с FAA) может занять самое долгое время, и возможно именно готовность этой системы будет определять сроки следующей попытки запуска Старшипа.
  • Бустер СуперХэви и новый Старшип, по словам Илона, можно подготовить к запуску месяца через два. В роли СуперХэви будет уже построенный бустер №9 (от бустера №7, использованного в запуске 20 апреля, его отличает: 1) электрическая, а не гидравлическая, система отклонения векторов тяги двигателей, что позволит избавиться от капризной гидравлики; 2) более мощная изоляция «Рапторов» друг от друга; 3) более новые и единообразные по своим параметрам «Рапторы», в отличие от бустера №7, где были двигатели разных партий в т. ч. сравнительно старые экземпляры). Какой Старшип будет выбран для второго полета, в SpaceX пока не решили – изначально это должен был быть «упрощенный» Старшип без плиток теплозащиты, однако они все еще могут решиться использовать образец с теплозащитой.
  • Вместо бетонного покрытия под стартовый стол засунут (уже упоминавшуюся ранее) плоскую стальную плиту с водным охлаждением, которая будет выполнять функции подачи мощных струй воды на стол в момент старта.
  • Поврежденные баки хранилища топливных компонентов, собранные SpaceX самостоятельно, заменят на нормальные длинные покупные баки, какие любит Ту-155
  • В ответ на сравнение с советским проектом ракеты Н-1 Илон рассыпался в комплиментах советской космической программе 60-х – начала 70-х годов, но заявил, что его шансы на успех со Старшипом выше благодаря развитию электронных систем, возможности производить по одному «Раптору» в сутки («а еще каждые 3-4 дня мы делаем новую вторую ступень для ракет Falcon») и запасу финансовых средств («потратили порядка $2 млрд. и пока с финансированием проблем нет»).
  • В итоге, не особенно оптимистичный перед первым запуском Маск («Главное – не уничтожить стартовый комплекс»), шансы на успех при втором запуске оценивает куда лучше: больше 50% на успешный выход на заданную суборбитальную траекторию.
  • Следующее подобное интервью с Ионом Маском по поводу программы Старшип планируется на вторую половину мая.
 
Последнее редактирование:
Бетон не виноват, виноват песок. Однако будет стальная плоская плита с водяным охлаждением. Вопрос к знатокам, были в истории такие стартовые площадки, или это будет новшество с сопутствующими рисками.
 
Реклама
Назад