Улетели, наконец, сегодня: запуск был задержан из-за шторма в Тихом океане, во время которого посадка первой ступени на баржу на прошлой неделе была невозможна. Бустер-старичок B1061 успешно выполнил свой 15-й полет.
Очередное испытание Starship будет не ранее 31 августа. Комментариев от SpaceX нет, но береговая охрана США предупреждена о возможных ограничениях судоходства с этой даты. А пока бустер в очередной раз доставлен на стартовую площадку.
Почему в этот раз заиндевела половина бустера?
Оба компонента топлива холодные. Должен был весь заледенеть.
Если маленькое колечко инея вверху -- это метан, то почему налили метана чут-чуть, а кислорода под завязку?
Почему в этот раз заиндевела половина бустера?
Оба компонента топлива холодные. Должен был весь заледенеть.
Если маленькое колечко инея вверху -- это метан, то почему налили метана чут-чуть, а кислорода под завязку?
Метана наливают ровно столько сколько надо, а кислорода – полный бак, чтобы бустер был устойчивым и вместо статического прожига не вышел «динамический». За счет кислорода обеспечивают массу бустера, нужную для испытания. Можно было бы обеспечить ее и за счет метана, конечно, но с ним куда больше мороки.
В случае аварии кислород обогатит атмосферу. А метан сгорит. Так что всё сделали разумно. Топлива минимум, а окислителя по максимуму, всё равно в составе воздуха его много. Хотя опасность и так большая, в чистом кислороде горит всё нагретое, даже сталь.
1. В космос успешно отправилась пилотируемая миссия Crew-7, что освещалось в теме про МКС.
В ходе этого запуска произошел интересный момент, касавшийся возвращения первой ступени. Несмотря на то, что ведущая трансляции анонсировала 10-секундное включение двигателя Falcon 9 для торможения при входе в атмосферу (равно как это и было указано в сопроводительных материалах к запуску), двигатель (двигатели?) включились только на пару секунд. Это хорошо заметно на видео:
.
Тем не менее, ступень сохранила устойчивость и смогла успешно приземлиться на площадку LZ-1 на мысе Канаверал.
С недавних пор SpaceX возвращает бустеры после пилотируемых запусков на космодром, что заставляет планировать возврат ступени буквально на грани возможного: и по остаткам топлива, и по траектории приземления. Что было в этот раз – неизвестно: то ли схема посадки изменилась в последний момент, то ли все пошло не по плану, но первая ступень оказалась достаточно крепкой. Напомним, что назначение данного включения двигателей (т.н. entry burn) – в том, чтобы погасить скорость бустера перед входом в плотные слои атмосферы, снизив тем самым уровень перегрузок.
2. Менее чем через сутки после запуска Crew-7 с соседней площадки SLC-40 улетели очередные старлинки:
.
Для запуска 22 старлинков на орбиту с наклонением 43 градуса был использован сравнительно новый бустер B1080.3.
По выполнении миссии ступень успешно села на баржу.
3. Что же касается результатов пятничного прожига Супер Хэви BN9, стало известно, что в начале теста запустились все 33 двигателя, однако 2 Раптора преждевременно отключились. С одной стороны, это прогресс по сравнению с прошлым прожигом (когда 3 Раптора вообще не зажглись), с другой – надежность двигательной установки сверхтяжелой ракеты до сих пор вызывает вопросы. Стоит отметить, однако, что нынешние проблемы почти наверняка связаны не с работой конкретных движков, а с трудностями управления связкой из 33 мощных двигателей.
4. Отметим также, что куски бетона по-прежнему летят, хотя и в куда меньших масштабах:
Конечно, это некуда не сравнится с кратерами, появившимися в окрестностях Бока Чика после апрельского старта:
5. И гвоздь нашей программы обеспечил отчет природоохранного общества, которое оценивало влияние апрельского запуска Старшипа на обитателей местного заповедника. Там ничего примечательного: погибших животных / птиц не нашлось, правда ученые нашли больше гнезд, разоренных койотами – возможно, некоторые из птиц побросали свои кладки яиц после громких звуков ракеты – но тут связь доказать сложно, может это койоты разбушевались, может еще что.
Но вот эта камера, которую оставили зоологи для наблюдения за гнездом песочника, запечатлела запуск с довольно близкого расстояния! Эта птица, сидящая на гнезде, напомнила мне бесстрашных байконурских сусликов:
6. Напоследок – в Бока Чика разрушили один из ангаров, в котором клепали ранние Старшипы (прозванный в народе Midbay):
3. Что же касается результатов пятничного прожига Супер Хэви BN9, стало известно, что в начале теста запустились все 33 двигателя, однако 2 Раптора преждевременно отключились. С одной стороны, это прогресс по сравнению с прошлым прожигом (когда 3 Раптора вообще не зажглись), с другой – надежность двигательной установки сверхтяжелой ракеты до сих пор вызывает вопросы. Стоит отметить, однако, что нынешние проблемы почти наверняка связаны не с работой конкретных движков, а с трудностями управления связкой из 33 мощных двигателей.
4. Отметим также, что куски бетона по-прежнему летят, хотя и в куда меньших масштабах:
Надежность двигательной установки явно недостаточная. Даже если каждый двигатель отдельно работает надежно, при их совместном запуске их взаимное влияние приводит к сбоям в работе. Это может быть акустика, вибрации. А может температура высокая от соседних двигателей. Пока не видно, что эту проблему решили. Это новый уровень надежности двигателей.
С кусками бетона тоже проблема не малая. Но тут хоть есть проверенные методы решения.