Улетели, наконец, сегодня: запуск был задержан из-за шторма в Тихом океане, во время которого посадка первой ступени на баржу на прошлой неделе была невозможна. Бустер-старичок B1061 успешно выполнил свой 15-й полет.
Очередное испытание Starship будет не ранее 31 августа. Комментариев от SpaceX нет, но береговая охрана США предупреждена о возможных ограничениях судоходства с этой даты. А пока бустер в очередной раз доставлен на стартовую площадку.
Почему в этот раз заиндевела половина бустера?
Оба компонента топлива холодные. Должен был весь заледенеть.
Если маленькое колечко инея вверху -- это метан, то почему налили метана чут-чуть, а кислорода под завязку?
Почему в этот раз заиндевела половина бустера?
Оба компонента топлива холодные. Должен был весь заледенеть.
Если маленькое колечко инея вверху -- это метан, то почему налили метана чут-чуть, а кислорода под завязку?
Метана наливают ровно столько сколько надо, а кислорода – полный бак, чтобы бустер был устойчивым и вместо статического прожига не вышел «динамический». За счет кислорода обеспечивают массу бустера, нужную для испытания. Можно было бы обеспечить ее и за счет метана, конечно, но с ним куда больше мороки.
В случае аварии кислород обогатит атмосферу. А метан сгорит. Так что всё сделали разумно. Топлива минимум, а окислителя по максимуму, всё равно в составе воздуха его много. Хотя опасность и так большая, в чистом кислороде горит всё нагретое, даже сталь.
1. В космос успешно отправилась пилотируемая миссия Crew-7, что освещалось в теме про МКС.
В ходе этого запуска произошел интересный момент, касавшийся возвращения первой ступени. Несмотря на то, что ведущая трансляции анонсировала 10-секундное включение двигателя Falcon 9 для торможения при входе в атмосферу (равно как это и было указано в сопроводительных материалах к запуску), двигатель (двигатели?) включились только на пару секунд. Это хорошо заметно на видео:
.
Тем не менее, ступень сохранила устойчивость и смогла успешно приземлиться на площадку LZ-1 на мысе Канаверал.
С недавних пор SpaceX возвращает бустеры после пилотируемых запусков на космодром, что заставляет планировать возврат ступени буквально на грани возможного: и по остаткам топлива, и по траектории приземления. Что было в этот раз – неизвестно: то ли схема посадки изменилась в последний момент, то ли все пошло не по плану, но первая ступень оказалась достаточно крепкой. Напомним, что назначение данного включения двигателей (т.н. entry burn) – в том, чтобы погасить скорость бустера перед входом в плотные слои атмосферы, снизив тем самым уровень перегрузок.
2. Менее чем через сутки после запуска Crew-7 с соседней площадки SLC-40 улетели очередные старлинки:
.
Для запуска 22 старлинков на орбиту с наклонением 43 градуса был использован сравнительно новый бустер B1080.3.
По выполнении миссии ступень успешно села на баржу.
3. Что же касается результатов пятничного прожига Супер Хэви BN9, стало известно, что в начале теста запустились все 33 двигателя, однако 2 Раптора преждевременно отключились. С одной стороны, это прогресс по сравнению с прошлым прожигом (когда 3 Раптора вообще не зажглись), с другой – надежность двигательной установки сверхтяжелой ракеты до сих пор вызывает вопросы. Стоит отметить, однако, что нынешние проблемы почти наверняка связаны не с работой конкретных движков, а с трудностями управления связкой из 33 мощных двигателей.
4. Отметим также, что куски бетона по-прежнему летят, хотя и в куда меньших масштабах:
Конечно, это некуда не сравнится с кратерами, появившимися в окрестностях Бока Чика после апрельского старта:
5. И гвоздь нашей программы обеспечил отчет природоохранного общества, которое оценивало влияние апрельского запуска Старшипа на обитателей местного заповедника. Там ничего примечательного: погибших животных / птиц не нашлось, правда ученые нашли больше гнезд, разоренных койотами – возможно, некоторые из птиц побросали свои кладки яиц после громких звуков ракеты – но тут связь доказать сложно, может это койоты разбушевались, может еще что.
Но вот эта камера, которую оставили зоологи для наблюдения за гнездом песочника, запечатлела запуск с довольно близкого расстояния! Эта птица, сидящая на гнезде, напомнила мне бесстрашных байконурских сусликов:
6. Напоследок – в Бока Чика разрушили один из ангаров, в котором клепали ранние Старшипы (прозванный в народе Midbay):
Bekijk je favoriete video's, luister naar de muziek die je leuk vindt, upload originele content en deel alles met vrienden, familie en anderen op YouTube.
3. Что же касается результатов пятничного прожига Супер Хэви BN9, стало известно, что в начале теста запустились все 33 двигателя, однако 2 Раптора преждевременно отключились. С одной стороны, это прогресс по сравнению с прошлым прожигом (когда 3 Раптора вообще не зажглись), с другой – надежность двигательной установки сверхтяжелой ракеты до сих пор вызывает вопросы. Стоит отметить, однако, что нынешние проблемы почти наверняка связаны не с работой конкретных движков, а с трудностями управления связкой из 33 мощных двигателей.
4. Отметим также, что куски бетона по-прежнему летят, хотя и в куда меньших масштабах:
Надежность двигательной установки явно недостаточная. Даже если каждый двигатель отдельно работает надежно, при их совместном запуске их взаимное влияние приводит к сбоям в работе. Это может быть акустика, вибрации. А может температура высокая от соседних двигателей. Пока не видно, что эту проблему решили. Это новый уровень надежности двигателей.
С кусками бетона тоже проблема не малая. Но тут хоть есть проверенные методы решения.