SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Очевидно, что взорвать 9 прототипов дороже, чем ничего не взорвать вообще.
Это вовсе не очевидно, ибо для очевидности требуется выполнения неявного условия: затраты на создание "невзрывающегося" прототипа должны быть не больше, чем затраты на создание взрывающихся прототипов + цена самих прототипов. А это может быть совсем не так. Я приведу простой пример, хотя он не относится к созданию ракет совсем никак, но думаю принцип будет ясен: если я возьму сосуд очень сложной формы и захочу узнать его объем, то могу налить воды, взвесить эту воду и узнать объем. Или я могу сделать сложные уравнения с производными описывающие форму этого сосуда и написать программу, которая эти уравнения решит. Очевидно, что во втором случае мои трудозатраты будут гораздо бо́льшими, чем если я просто немного "поработаю руками". Так же с ракетой: возможно получая точную информацию с реальной ракеты можно настолько уменьшить объем расчетов и тестовых испытаний, что это вполне оправдано?
Есть ещё один неочевидный пункт: Маску нужна ракета, которая дёшево стоит, а это значит не только (и не столько) дешёвые материалы, но и дешёвые технологии сборки, тестирования и т.п. То есть все эти взрывы могут быть следствием того, что Спейс икс не стремится сделать супер-пупер надёжный ЭКЗЕМПЛЯР ракеты, а стремиться отработать дешёвую и надёжную технологию ПОТОКОВОЙ сборки и каждый взрыв позволяет не только проверить конструкторские решения, но и проверить технологические решения быстрой сборки и тестирования. Тогда может быть цена взорванных экземпляров не идёт особо в минус, потому что у условной Ангары эта цена все равно перенесется на каждый последующий экземпляр (как часть кропотливой работы по сборке и тестированию не оптимизированной под масс-производство ракеты).
Но, как вы правильно заметили: "как сравнивать?". Ведь цифр нет, а технологии работы могут значительно отличаться. Но вы сами почему-то сравниваете, что меня и удивляет.
Опять же Ангаре отсутвие бабахов не очень помогло в плане цены. Но и тут мы можем лишь гадать о факторах ее ценообразования.
 
Реклама
Деды стендовые отработки не просто так придумали... пока на стенде не будет всё тип-топ не взлетали
Но этих богатеньких буратин не поймёшь ;)
Надеюсь, третий Старшип нормально сядет.
Стенды у них есть, Раптор даже сейчас как двигатель для классической ракеты вполне себе нормальный. А вот запуск в перевороте явно пока не выходит, причем если в прошлый раз очевидно были проблемы в топливной системе то теперь больше похоже на взрыв двигателя. Переворот со всеми действующими силами увы на существующих стендах отработать не выйдет.
 
Мое мнение, если бы цель была просто посадить бочку, они б давно осуществили бы это.
Это, на мой взгляд очень правильное замечание. Цель Маска - создать дешёвую массовую ракету. Достижима ли она другой вопрос, но в любом случае все методологические и технические решения исходят из этой цели. "Садить бочку" - это лишь этап, который, с точки зрения инженеров спейсикс, необходим для достижения цели (дешовой ракеты). Методика испытаний тоже подчинена той же цели. Пиар же - это лишь способ извлечь выгоду из выбранной методики тестирования: раз решили, что выгоднее делать больше прототипов и взрывать их, чем долго и нудно считать и тестить, то почему бы не обставить бабахи весело и с задором? Это позитивно влияет на имидж
 
Это, на мой взгляд очень правильное замечание. Цель Маска - создать дешёвую массовую ракету. Достижима ли она другой вопрос, но в любом случае все методологические и технические решения исходят из этой цели. "Садить бочку" - это лишь этап, который, с точки зрения инженеров спейсикс, необходим для достижения цели (дешовой ракеты). Методика испытаний тоже подчинена той же цели. Пиар же - это лишь способ извлечь выгоду из выбранной методики тестирования: раз решили, что выгоднее делать больше прототипов и взрывать их, чем долго и нудно считать и тестить, то почему бы не обставить бабахи весело и с задором? Это позитивно влияет на имидж
Как бы кто витиевато не соединял слова в предложения,но на данном этапе задача просто посадить бочку "на попа" в то место,откуда взяли.. не забывая "про овраги"..
 
Маск взорвал 9 прототипов. Критикуемый центр Хруничева - ни одной Ангары не взорвал.
Как это можно сравнить?
действительно, как можно сравнивать нечто принципиально новое с бесполезной и банальной Ангарой?
 
на данном этапе задача просто посадить бочку "на попа" в то место,откуда взяли
вовсе нет
задача отработать маневр сходный с тем, что будет выполнен при реальной посадке - belly flop
и протестировать управляемость рулями
ну и все сопутствующие эффекты на двигатели, топливную систему и прочее

просто вертикальная взлет-посадка на рапторе была протестирована еще на Хоппере
 
Да вопрос с посадкой Старшипа решается элементарно: следующий тест надо проводить в России.
У нас, если надо посадить, вообще никаких проблем с этим не возникает

#ау
 
Последнее редактирование:
Пиар же - это лишь способ извлечь выгоду из выбранной методики тестирования: раз решили, что выгоднее делать больше прототипов и взрывать их, чем долго и нудно считать и тестить, то почему бы не обставить бабахи весело и с задором? Это позитивно влияет на имидж
"пиар" еще во многом вынужденный - всю эту активность в Техасе просто не спрячешь же, слишком все большое и на виду
ну то есть можно было бы наверное, но стоимость обеспечения такой секретности была бы колоссальной
собственно из всего "пиара" там по большому счету только простенькая официальная трансляция, остальное в основном дело рук заинтересованных сторонних наблюдателей
 
Да вопрос с посадкой Старшипа решается вообще элементарно: следующий тест надо проводить в России.
У нас, если надо посадить, вообще никаких проблем с этим не возникает

#ау
Старшип не посадят. А вот Маск бы уже сидел по какой-нибудь 159.4
 
Реклама
Стенды у них есть, Раптор даже сейчас как двигатель для классической ракеты вполне себе нормальный. А вот запуск в перевороте явно пока не выходит, причем если в прошлый раз очевидно были проблемы в топливной системе то теперь больше похоже на взрыв двигателя. Переворот со всеми действующими силами увы на существующих стендах отработать не выйдет.
Да ладно... стенд с запускаемым в перевороте двигателем сделать не сложно.
Если проблема лишь в том, что из-за переворота двигатель не включается, то это серьёзная проблема.
Но мне думается, что там не во вращении двигателя проблема. Видимо, какой-то комплексный эффект в топливной системе и двигателе.
 
Маск взорвал 9 прототипов.
Почему 9?

Критикуемый центр Хруничева - ни одной Ангары не взорвал.
А сколько было взорвано прототипов с тем же топливом, что на Ангаре?
А сколько было взорвано прототипов с тем же расположением топливных баков, что на Ангаре?

Как это можно сравнить?
Нужно, чтобы было два идентичных проекта и один двигался по пути ватерфольному с выдачей на испытания практически готового продукта, а второй двигался аджайльно-итерационно выдавая сырые прототипы крайне далекие от финального технического облика.
Очевидно, что взорвать 9 прототипов дороже, чем ничего не взорвать вообще.
Дороже - когда у вас "практически готовый продукт" взрывается на старте (или на флипе, в данном случае относительная разница небольшая), а телеметрия говорит, что вы не учли что-то такое, из-за чего ваш ватерфол придётся перестартовать практически с нуля.
 
Да ладно... стенд с запускаемым в перевороте двигателем сделать не сложно.
Если проблема лишь в том, что из-за переворота двигатель не включается, то это серьёзная проблема.
Но мне думается, что там не во вращении двигателя проблема. Видимо, какой-то комплексный эффект в топливной системе и двигателе.
Для полного моделирования переворота на земле надо делать не стенд для двигателя, а стенд для всей ступени, причем вращающийся.
 
Для полного моделирования переворота на земле надо делать не стенд для двигателя, а стенд для всей ступени, причем вращающийся.
И? Типа дорого? Баки Энергии крутили вертели в Москве на Онежской и ничего, а тут поменьше баночка будет.
 
И? Типа дорого? Баки Энергии крутили вертели в Москве на Онежской и ничего, а тут поменьше баночка будет.
Вроде ребята в Чернышевского немного другим занимаются? Да и стендов таких я у них не видел. Да стенд под все изделие дорого, тем более он нужен только для узкой задачи посадки.
 
Реклама
Причем тут они? Ребята из НИИ ТП Келдыша этим занимались в интересах Энергии
Да извиняюсь перепутал названия, но у них вроде была другая тематика, да и испытательной базы чтобы крутить ступени энергии я у них не видел.
 
Назад