Сегодня, почти незамеченным, произошло очень показательное событие. Юридическое лицо «Гражданские самолеты Сухого» прекратило свое существование. Теперь это филиал «Корпорации «Иркут».
Когда принимали решение о слиянии Иркута и ГСС, то обсуждали кого к кому присоединять, сравнивали решенные задачи, достигнутые результаты…
Так как речь идет о «гражданском дивизионе», то сравнивать можно только две программы программу SSJ, которую делал ГСС, и программу МС-21, которую делает «Иркут». Не самолеты, а именно программы. Обратимся к старой прессе (ATO.RU публикации 2003 года):
С настойчивостью, достойной лучшего применения, "Росавиакосмос" воплощает в жизнь федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Проведя в марте 2003 года (с большим опережением заданных программой сроков) конкурс на создание регионального самолета, он уже в августе 2003 года официально объявил итоги конкурса на проект создания нового ближне- и среднемагистрального самолета (БСМС), который в перспективе должен заменить наиболее массовый тип используемых в российской авиации лайнеров - Ту-154.
Победителем объявлен проект под рабочим названием
МС-21, представленный совместно ОКБ им. Яковлева и АК им. Ильюшина. О намерении участвовать в его реализации заявили также НПК "Иркут" и лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко".
Первое наблюдение- воспоминание, Оказывается конкурсы , послужившие формальным стартом обеих программ прошли с интервалом всего в 5 месяцев!
Фактически работы над проектами были начаты несколько ранее, но тут значительная фора уже у программы МС21, которая базировалась на проекте Як-242, начатом еще в советские времена. У RRJ такого задела не было…
Какие же сроки обещали разработчики в 2003 году?
ГСС
До конца 2003 года планируется завершить разработку эскизного проекта самолета. "Технический проект будет разрабатываться в 2004 г. Тогда же начнется изготовление первого опытного образца ", — сообщил главный конструктор семейства RRJ Юрий Ивашечкин.
По информации сотрудников ГСС, изготовление первых опытных образцов и начало летных испытаний запланировано на 2006 г.
Поставка первого самолета заказчику может состояться в 2007 г.
Теперь – то мы знаем, что они обманули! Первый серийный был поставлен только в 2011 году!!! Все сроки сорвали!
А что говорили про сроки в «Иркуте»?
По словам главного конструктора ОКБ им. Яковлева Алексея Рахимбаева, в настоящее время идет подготовка государственного контракта на эскизный проект, который планируется разработать до конца 2003 г.; в 2004-2005 гг. должно быть выполнено рабочее проектирование МС-21. Строительство первого опытного самолета намечено на 2005-2006 гг. На 2006 г. запланирован первый полет, а серийные поставки могут начаться в 2009 г.
И? Сейчас оптимистичная оценка начала поставок первых серийных машин 2021 год.
Итого на сегодня:
Программа SSJ -100– выпущено около 200 серийных самолетов, которые летают в коммерческих авиакомпаниях.
Программа МС-21 – изготовлено 4 летных опытных экземпляра, разработка продолжается …
И вот руководители отрасли подвели итоги - ПАО «ГСС» ликвидировано как юр.лицо и присоединено к «Корпорации Иркут».
Еще одним проектом больше
Последний шанс
PS Я ничего не имею против рабочих, инженеров, конструкторов "Корпорации Иркут" Я желаю всемерного успеха проекту МС-21.
Эта реплика не о проектах, а о некоторых критериях, исповедуемых некоторыми руководителями ...