я считаю что основная проблема была ... в гениальности Балабуева. Да, он великий руководитель и сделал очень много для сохранения и умножения советского наследия на "Антонове". На порядок больше, чем сменивший его Дмытро Кива. Однако Балабуев был советским человеком до мозга костей и рассуждал критериями "России надо заменить столько то сотен Ту-134 и Як-42", совершенно, уверен, не заглядывая на 5-10 лет вперед, а вместо проведения маркетинговых исследований потенциального рынка на 20 лет вперед он просто решил "давайте сделаем подешевле и побыстрее и перебежим дорогу как минимум ту-334, а может и от RRJ Россия откажется". И сделали - использовав по максимому все наработки знакомой схемы высокоплана, поставив немного модифицированные, но давно отлаженные двигатели и ещё кучу систем (например, фонарь кабины от Ан-74, ИКВСП практически от Ан-140 и тд и тп). Впрочем, в начале 2000-х мало кто мог предположить и майдан, и такой экономический рост в РФ, и такое массовое нашествие иномарок на рынки СНГ... тогда ещё казалось что "иномарки это очень дорого, а наши товары заведомо дешевле"...С АН-148 конечно вообще удивительно как так прокололись...
И самое обидное, что хороший таки самолет мог бы спокойно жить и развиваться, если б создали нормальное СП с взаимным вложением ресурсов и разделением рисков, но вот пан Кива не захотел ...