«Ведомости» ознакомились со статистикой Росавиации по налету воздушных судов у
российских авиакомпаний в 2017 г., два человека, близких к ведомству, подтвердили верность
данных. Средний налет российского самолета Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100) в прошлом году
немного вырос – до 100 часов в месяц (3,3 часа в сутки) по сравнению с 95 часами в 2016 г.
Российский парк SSJ100 в течение прошлого года вырос с 56 до 77 судов. Сейчас он достигает
примерно 100 лайнеров, еще 32 SSJ100 поставлены иностранным эксплуатантам.
Иностранные среднемагистральные суда Airbus и Boeing летали у российских перевозчиков в
среднем почти по 10 часов в сутки.
Наибольший налет на SSJ100 показала начавшая работу в сентябре 2017 г. авиакомпания
«Азимут» – 4,6 часа в сутки. Худший налет – 2,7 часа – у принадлежащей «Газпрому»
авиакомпании «Газпром авиа». «Мы используем SSJ100 как корпоративные джеты, для
перевозки вахтовиков, такой налет нас вполне устраивает, и задач повышать его нет», –
рассказал менеджер компании.
Из коммерческих авиакомпаний худший налет – у «Аэрофлота», крупнейшего
эксплуатанта SSJ100 в мире: 3,5 часа, в 2017 г. налет снизился. Представитель «Аэрофлота»
тему не комментирует. Для бизнес-модели и маршрутной сети «Аэрофлота» региональный самолет
SSJ100 не нужен, национальный перевозчик не особо заинтересован в его эксплуатации,
констатирует человек, близкий к Минтрансу. Без учета «Газпром авиа», «Аэрофлота» и пяти судов,
которые эксплуатируют МЧС, специальный летный отряд «Россия» и МВД (у них они летают еще меньше),
средний налет SSJ100 в 2017 г. составил 4,1 часа в сутки. Еще один лайнер эксплуатирует компания бизнес-авиации «Русджет».
Главной проблемой SSJ100 собеседники в авиакомпаниях давно называют сложности с
поставками компонентов и запасных частей при необходимости их замены. Запчасти дорогие, и
ждать их приходится очень долго, иногда неделями, – все это время самолет стоит на земле.
Эта проблема сохраняется, признает топ-менеджер крупной авиакомпании, отвечающий
за техобслуживание судов. «Если по компонентам и расходным материалам для Boeing и Airbus
есть десятки альтернативных поставщиков, то для SSJ100 все компоненты поставляет только
производитель – «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС; входит в государственную
Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК), продолжает собеседник. ГСС сама не
успевает обеспечить вовремя все авиакомпании запчастями, которые к тому же дороги из-за
монопольного положения производителя и сравнительно небольшого объема производства,
добавляет он.
«Если работать в этом направлении, то проблему с поставками можно решить, –
возражает гендиректор «Азимута» Павел Екжанов. – С использованием субсидии по
постановлению правительства мы создали в нашем базовом аэропорту Ростова-на-Дону
«Платов» склад запчастей, совместно с ГСС разрабатываем программы по совершенствованию
склада и логистики. Росавиация дает средние данные за весь год, в декабре же 2017 г. мы
достигли налета 6,2 часа в сутки на судно, этот показатель сохраняется при росте флота». Цель
«Азимута», по словам Екжанова, достичь налета 8 часов в сутки, что будет отличным
показателем для регионального самолета, летающего по коротким маршрутам.
Три человека, близких к ОАК, рассказывали, что по контракту «Аэрофлота» на первые
30 SSJ100 существуют штрафные санкции для производителя в случае невозможности самолета летать из-за поломки – $12 000 в сутки за каждое судно. Это совершенно нерыночные, не соответствующие мировым практикам условия, по сути, «Аэрофлоту» выгоднее не летать из-за поломки, добавляли собеседники.
Представитель ГСС на запрос не ответил.