А то что даже новые Эйрбасы могут "сыпаться" после месяца интенсивной эксплуатации, так это вы сами отлично знаете.
Основной вывод из лекций по теории надежности я вынес такой. Он же и подтвердился в реальном опыте эксплуатации. Поначалу, на новой сложной технике, поток неисправностей относительно высок. Проявляются скрытые дефекты, не замеченные (пропущенные на авось, на шею эксплуатанта) - на заводе.
Потом наступает длительное плато низкого потока отказов - на уровне, который может обеспечить конструкция, качество комплектующих и сборки. И, наконец, по мере старения и выработки ресурса большинством комплектующих, поток отказов растет. Сбить его до низкого уровня, "уровня плато", поможет капремонт. После капремонта тоже наблюдается всплеск отказов, но более короткий, чем с новья.
Так ведет себя любая сложная техническая система.
Ну, или меня какой-то неправильной теории надежности учили. Или я какие-то неправильные сложные системы эксплуатировал. Нужное подчеркнуть.
Так что сравнивать надежность новенького SSJ некорректно даже с новеньким экземпляром Б или А, поскольку у них многие косяки выверены и устранены за много лет эксплуатации. И одна из системных, глобальных причин - недостатки в конструкции - как самолета в целом, так и отдельных узлов - большей частью давно устранены. Остались две глобальные вещи - уровень брака в работе производителя и недиагностируемые на сегодняшнем уровне техники скрытые дефекты в материалах. Можно их назвать уровнем брака, вольного или невольного, в работе производителей материалов. Но и это оценить можно лишь в серийном производстве и при достаточно долгой эксплуатации многих единиц сложных технических систем.
Чисто на глаз, основываясь на личном опыте эксплуатанта из другой области, радиотехнических систем радиолокации, радионавигации и связи. И АС УВД в особенности. Эксплуатанта, поработавшего и на старых, добрых системах, и на новых экземплярах достаточно отработанных систем, и на совершенно новых, не имеющих большого стажа эксплуатации.
Итак: самолет SSJ ведет себя очень достойно. Уровень эксплуатации (налет) меньше того, что можно достигнуть на старых, проверенных сложных технических системах (типах самолетов). Это неизбежно, это предсказуемо.
Первые месяцы эксплуатации совершенно нового самолета внушают осторожный, но оптимизм.
Не внушает оптимизма скорость поставки двигателей. Хотя это напрямую и не относится ни к самолету, ни к его производителю. Хотя, конечно же, это головная боль производителя конечной системы, продаваемой эксплуатанту.
Ну, на то и первый опыт эксплуатации, чтобы подобные проблемы выявлять и решать.
P.S. Извините, что влез со своим паяльницким рылом в слоновий ряд.