В Рыбинске, на открытом испытательном стенде в Полуеве, успешно завершено ключевое сертификационное испытание двигателя SaM146 на обрыв лопатки вентилятора.
http://www.npo-saturn.ru/?act=gm_look&id=1274698760
24 мая 2010 года, Рыбинск. – Компаниями НПО «Сатурн» и «Снекма» успешно завершено ключевое сертификационное испытание двигателя SaM146 на обрыв лопатки вентилятора. Как отметил управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» Илья Федоров: «Успешное проведение сертификационных испытаний на обрыв лопатки вентилятора - эпохальное событие для России. До настоящего момента российский опыт подобных испытаний не имел положительного результата».
Испытание выполнено на открытом испытательном стенде НПО «Сатурн» в Полуеве (Рыбинский район) 6 мая 2010 года. Объектом испытания являлся двигатель SaM146002/06.
Испытание, проходившее в присутствии эксперта Европейского агентства по авиационной безопасности, признано зачетным. В настоящее время двигатель находится в сборочном цехе, где происходит его разборка и дефектация. Продолжается работа по обработке полученных данных и формированию сертификационного отчета для предоставления в Европейское агентство по авиационной безопасности.
По словам заместителя генерального конструктора – главного конструктора проекта SaM146 ОАО «НПО «Сатурн» Георгия Конюхова, «испытание подтвердило механическую работоспособность двигателя при колоссальных динамических нагрузках. Это вселяет уверенность, что двигатель, с точки зрения механического определения, состоялся».
Цель испытания: демонстрация соответствия модели двигателя SaM146 в части локализации деталей двигателя с большой кинетической энергией.
- Суть испытания проста, – рассказывает Георгий Конюхов. - Лопатка вентилятора - титановая деталь массой около 2,2 кг - имеет при вращении ротора вентилятора максимальную для деталей двигателя энергию. Это именно та деталь, повреждение которой с максимальной вероятностью может привести к нарушению целостности корпусных деталей. Испытание на обрыв лопатки вентилятора должно показать, что при разрушении роторных деталей ни одна из деталей, ни один из фрагментов не должен уйти через корпуса двигателя. Фрагменты имеют право выйти через сопло, в заднюю полусферу, и частично в переднюю полусферу. Обрыв лопатки производится на максимальных частотах вращения ротора вентилятора - порядка 6800 оборотов в минуту, методом подрыва корневой части лопатки.
Основные критерии удачного проведения испытаний:
- оборвавшаяся лопатка не должна приводить к обрыву других рабочих лопаток вентилятора;
- нагрузки при обрыве не должны приводить к разрушению элементов подвески двигателя;
- повреждения не должны приводить к неконтролируемому пожару;
- не должна быть потеряна возможность отключения топлива.
Результаты проведения испытаний показали, что:
- произошел обрыв только одной лопатки вентилятора;
- разрушение элементов крепления не произошло, двигатель надежно был подвешен на пилоне;
- пожара не произошло;
- кран подачи топлива к двигателю был перекрыт через 15 секунд после обрыва лопатки.
Как отмечает Георгий Конюхов, определяющим фактором успеха стали проведенные ранее инженерные испытания: «В обеспечение сертификационных испытаний на обрыв лопатки вентилятора, были проведены два инженерных испытания на обрыв лопатки на вакуумной установке в городе Вилярош, во Франции. По результатам первого - мы скорректировали толщины корпуса вентилятора, для того, чтобы обеспечить удержание лопатки. Вторым испытанием на этой же вакуумной установке мы подтвердили оправданность данных внесенных корректив».
Испытание на обрыв лопатки вентилятора – важнейшее в программе сертификационных испытаний SaM146. «Для сертификации двигателя необходимо выполнить 22 полнодвигательных натурных эксперимента, - говорит Георгий Конюхов, - каждый из которых закрывает определенную зону безопасности двигателя. Среди них можно выделить четыре ключевых эксперимента: на обрыв лопатки; блок-тест, или длительные испытания при четырех предельных параметрах цикла; на заброс шквального града; на заброс стайной птицы. Испытание на обрыв лопатки вентилятора, бесспорно, самое важное. Оно подтверждает безопасность и механическое совершенство двигателя при сверхвысоких механических нагрузках. Три ключевых испытания нами успешно пройдены, в настоящее время идет подготовка к сертификационному испытанию на заброс стайной птицы. Это испытание будет проводиться также как на обрыв лопатки, в присутствии эксперта Европейского агентства».