Беседовал по Скайп с Владиславом Дмитриевичем Фёдоровым, знакомым лично с полковником запаса, заслуженным военным лётчиком СССР, 1-м командиром 64иап Синюкаевым В.М. Вот какую любопытную историю он рассказал - точнее, написал мне позже.
О "гофрированном" Су-9 рассказал нам (инструкторам-
лётчикам Омского УАЦ)"Заслуженный военный лётчик СССР", Командир полка ПВО , Депутат Омского горсовета ,
затем - Нач. Омского УАЦ ДОСААФ СССР , полковник ,
Василий Михайлович Синюкаев .
По-моему , он рассказал этот случай из-за одной поломки
с-та L-29 , которую совершил курсант из экипажа
Володи Черных - тот дал "прогрессирующего козла" .
И , в итоге подломилась носовая стойка шасси .
Самолёт , впоследствии , отремонтировали МАСТЕРА
ПАРМа из полка ПВО и , чтоб особо не рисковать ,
оставив "на балансе", сделали тренажёрным .
Потом , Василий Михайлович рассказывал , что эту
"поломку" самолёта оформили как - "погнутку" .
Потому , и вспоминаю его , как СМЕЛОГО , КРЕПКОГО ,
УВЕРЕННОГО В СЕБЕ , ГРАМОТНОГО , и с достаточным
ЧУВСТВОМ ЮМОРА ЧЕЛОВЕКОМ !!!
Вот его рассказик (насколько помню) из жизни полкА , во
времена , когда летали на Су-9 , под его началом .
Шли полёты , и тут один из лётчиков докладывает , что у него не выпускаются шасси .
Ну , естественно , дают команды : - "убери,попробуй ещё
разок".
- Не выходят !
- Попробуй ещё раз .
- Не выходят !
- Выпускай аварийным !
В это время , он проходил над ВПП и , уносясь , скрылся . Через некоторое время докладывает :
- Шасси вышло .
Все облегчённо вздохнули . И , ему дают команду :
- Войти в "круг" , и заходить на посадку .
Заходит . Садится . Заруливает . Все техники - к нему .
И ,тут, у всех - вытягиваются лИца и лезут на лоб глаза . Увидели , что весь ,сверху, фюзеляж похож на
гофрированную трубу .
Василий Михайлович спрашивает потом этого лётчика ,
мол , "что и почему ?" Тот - в "полный отказ", "нет и всё". "Всё выполнял по заданию" .
Василий Михайлович рассказывает :
- Остались , потом , с ним "один-на один" и говорю , мол ,
наказания тебе не будет , но интересно : КАК МОЖНО
из современного истребителя сделать гофрированную
трубу , просто мой ЛИЧНЫЙ интерес .
И , тут он "раскололся" . Рассказал следующее :
- Когда , после команды на выпуск шасси аварийно ,
попытался дотянуться до рукоятки аварийного выпуска,
то этого не позволяли сделать привязные ремни ,
которые пришлось несколько расслабить ,и ,потянувшись
за рукояткой аварийного выпуска шасси , потерял
контроль за положением самолёта . А когда разогнулся ,
то увидел стремительно приближающуюся
"матушку-Землю" и рванул "на себя" ручку управления
"от души" .
P.S. - Не помню какова при этом была перегрузка , но
точно , что превышала сверх-допустимую для Су-9.