во-первых, по 3-ему эпизоду прояснилась посадка Боинга, на землю или на лёд озера. Лёд, я думаю, не выдержал бы тяжести такого самолёта, это же не вечные льды Северного ледовитого, хотя тот же лёд мог поспособствовать удачной посадке, если её начало было метров за 100-200... до края озера.
В статье весьма большие неточности, начиная с даты пролета, откуда он прилетел( ну никак не с Новой Земли, тогда бы работали Рогачево и Амдерма), количества погибших, места посадки, состав пассажиров по национальности. Китайцев близко не было. Босов майора получил через несколько лет, по моему в Елизово. Он давал комментарий по сбитому Боингу 1083 года.
Сел он на озеро ночью на лед на шасси ( было темно, а лед и снег озера- светлая полоса), ( опыт пилота, участника боевых действий 1953г.- воевал в воздухе против наших МиГов), лед стал проламываться, командир дал обороты на макс. и выскочили на берег.
Окончательную команду на сбитие дал ком.10 ОА ПВО ген.-л-т Дмитриев. Руководство шло через корпус, далее на армию.
"В конце концов, ответственность взял на себя генерал Дмитриев"
В Википедии написано близко к истине, к тому же даны ссылки на источники.
Хронология событий[править | править вики-текст]
20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова границу СССР пересек отклонившийся от маршрута пассажирский Boeing-707-321B (HL7429) авиакомпании Korean Air Lines (KAL), выполнявший рейс 902 - Париж-Анкоридж-Сеул.
Boeing 707-321B борт HL7429 выполнял рейс KE902 по маршруту Париж—Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже. Самолёт вылетел из аэропорта Орли (по другим данным — из аэропорта имени Шарля де Голля) в 14:40 MSK. Управлял им экипаж во главе с командиром Ким Чанг Кью (англ. Kim Chang-Kyu, 46 лет) и вторым пилотом Ли Чинг Сином (англ. Lee Ching-Sin). Среди 97 пассажиров было 26 женщин и 5 детей.
Над северным магнитным полюсом — по одной версии из-за неисправности гироскопического полукомпаса[источник не указан], по второй из-за ошибки пилотов (как потом официально объясняла сама авиакомпания Korean Air Lines, экипаж при расчётах использовал неверные значения магнитного склонения) — лайнер начал совершать разворот направо. Выложив огромную плавную дугу, он фактически полетел назад на юг — через Шпицберген в направлении финско-советской границы.
В 20:54 «Боинг» был впервые зафиксирован советскими РЛС. В 21:19 он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова. Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват с аэродрома «Африканда» был поднят истребитель Су-15 431-го истребительного авиационного полка ПВО (в/ч 26391), пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к рейсу 902, Босов покачал крыльями. В ответ на это «Боинг» развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Босов получил приказ уничтожить нарушителя. Согласно западным данным, он несколько минут пытался переубедить начальство, говоря, что самолёт является пассажирским, а не разведчиком[2].
В 21:42 Су-15 выпустил одну ракету[3]
[4], которая взорвалась возле крайнего левого двигателя «Боинга», оторвав часть
крыла длиной 3-4 м (по некоторым данным, было выпущено две ракеты, одна из которых прошла мимо цели[2]). Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолёт начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.
Зафиксированный наземными радарами оторвавшийся кусок крыла был принят за контейнер или крылатую ракету. На его перехват был поднят второй Су-15 265-го истребительного авиаполка ПВО (пилот — старший лейтенант Сергей Слободчиков), выпустивший по фрагменту крыла одну ракету. На смену исчерпавшему топливо Су-15 подошёл другой Су-15 (пилот — капитан Анатолий Керефов).
В 23:05 MSK пострадавший рейс KE902 совершил вынужденную посадку на лёд озера Корпиярви возле посёлка Лоухи в точке координат 66°02′ с. ш. 33°04′ в. д. (G) (O)[5]. Вскоре он был обнаружен советской поисковой группой. Первым на его борт поднялся прапорщик Дубодел
[6]. Из числа пассажиров рейса 902 от осколков
ракеты погиб один человек, ещё один умер от ранений по дороге в больницу. Тринадцать человек получили несмертельные ранения. Пассажиры были эвакуированы вертолётами в город Кемь и через два дня отпущены; Boeing 727 авиакомпании Pan American доставил их из Мурманска в Хельсинки.
Командир и второй пилот рейса 902 были задержаны в связи с проводимым расследованием в СССР. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР. Подтвердили они и то, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились. И КВС, и второй пилот обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением пилотов за пределы Советского Союза.
Последствия инцидента[править | править вики-текст]
Свидетельство следователя КГБ Валерия Десяткова:
Это было нечто нереальное. Глухая карельская тайга, небольшое озеро ещё во льду и огромный лайнер на нём… Пассажиров уже вывезли. Поднялись на борт. На левой стороне самолёта я насчитал не менее ста пробоин. Над каждым сиденьем висели кислородные маски. Весь салон залит кровью. Но не от ран. А от перепада давления. Когда самолёт стал резко снижаться, у пассажиров пошла кровь из носа и из ушей[7].
21 апреля на место происшествия прибыла комиссия из Москвы. Согласно одному источнику, ответственный за приказ об уничтожении лайнера не был найден, так как запись переговоров на магнитной ленте оказалась стёрта[7]; по другим данным, ответственность за решение была взята на себя генералом Дмитриевым
[6]. СССР предъявил Южной Корее счёт на 100000 $ для покрытия стоимости содержания пассажиров. Самолёт был разобран на части — авиакомпания отказалась от него, чтобы не оплачивать операцию по эвакуации.
Ссылки
Описание происшествия на Aviation Safety Network
Карельская история корейского Боинга: Документальный фильм / RuTube, Первый канал, 2008 год
Охота за Боингом
Светлана Цыганкова. Загадка южнокорейского «Боинга» (Газета «Труд» от 9 августа 2000 года)
Андрей Голод. Как садили «Боинг-707»
Интервью с генерал-полковником Дмитриевым, руководившим перехватом
Расследование журнала «Авторевю»
Рейс «KAL» # 902 по расписанию не прибыл. Независимое военное обозрение
Андрей Матвеев. Как южнокорейский Boeing посадили на лед карельского озера. SmartNews.ru (19 апреля 2014). Проверено 6 декабря 2014.
Рейс 902. heninen.net. Проверено 6 декабря 2014.
Фотографии рейса 902
1978 год. Возвращение пассажиров рейса 902