, романтика, это когда ты бесплатно лезешь в горы
Трудно не согласиться с Сергеем, но ..........
Родился я 2 февраля и практически сразу обречён был стать летчиком, ибо родился в день рождения Валерия Чкалова, который для моего отца, прошедшего Финскую и Отечественную , был кумиром всю жизнь. Отсюда и назван был и сориентирован с малолетства. А тут и аэродром в конце улицы в селе Седельниково, где жили, ( скорее не аэродром, а выпас для коров, но на краю стоял столб с полосатым колдуном). Самолёт По-2 прилетал раз в неделю - привозил почту, а если везло- при заруливании лётчик наезжал на коровью лепешку и колесо было в коровьем дерьме, то, очистив колесо, можно было в награду посидеть в кабине настоящего самолёта.
Школьником 3 класса попал с экскурсией в Дом пионеров . Авиамодельный кружок вскружил голову. Увидел модели- с моторами. Руководитель пообещал - за бутылку эфира отдам любую модель. 50 годы это был дикий дефицит. У моей учительницы подруга врач. Достала. И я с бутылкой приперся прямо в кружок.
Ну, модель с мотором мне, конечно, не отдали, но дали набор речек и планочек для самостоятельной сборки схематической модели самолёта. И я его собрал. Не смог только пропеллер сам вырезать, т.к. был брусочек липы и очень сложный чертёж. Вот так я познакомился с человеком, через которого вся моя жизнь стала на ту дорожку, которая и повела дальше. Я стал моделистом. Потом этот же руководитель в 1963 году, где-то на складе ДОСААФ нашёл два планёра Бро -9, выпуска 1953 года с пробитыми крыльями , притащил их к нам в клуб. Всю зиму мы шкурили и клеили казеиновым клеем всю конструкцию, в мае обтянули перкалью и проэмалитили крылья и с начала июня начали летать. Мне было 15 лет, заканчивал 8 класс. Первый свой полет с набором 6 метров высоты и с дальностью полёта почти 300 метров я сделал 10 июля 1963 года. Чего больше было- романтики, незнакомого тогда слова " драйва" или желания сделать мечту детства реальностью - трудно сказать, но пропущенные уроки, палатки на аэродроме и песни у костра ночью среди значительно старших меня ребят, которые меня окружали - все это будоражило. Я был на седьмом небе. Через 2 года полёты уже на КАИ- 12 " Приморце". Взлёт с лебедки, набор 300 метров, переворот, петля, полупетля, полет по кругу и посадка. Мне 17 лет. В конце лета я уже это делал самостоятельно Пробовали даже ходить на парение, но планёр несовершенный, больше для первоначального обучения.
Очень тянет в аэроклуб ( тогда уже УАЦ) в Кемерово , но впереди ещё 11 класс. Отец уже видел, как я летаю и после серьезного разговора отпускает меня в Кемерово.
Мне сейчас самому с трудом верится, но это было правдой. Я сейчас смотрю на ребят- выпускников школы, вот и меня такого зеленого, без всякого постороннего контроля родители отпустили одного жить в другой город за 400 километров, где я самостоятельно через друзей, которые тоже поехали в Кемерово устроился в общежитие, в школу в 11 класс и УАЦ. Родители ни разу не были ни в школе, ни в общаге.
К весне начались полёты на Як18 а, школу тоже надо заканчивать. Классная руководительница была понимающей женщиной. Пропуски уроков, когда это случалось, прощала. Но экзамены я сдал и не хуже тех, кто в школу ходил каждый день.
Проблема вылезла на ровном месте. В группе у моего инструктора оказался и Толя Мартемьянов, - родной брат Владимира Мартемьянова- тогда уже Чемпиона Мира по высшему пилотажу в Бильбао. Естественно- в группе он лидер, его готовят к училищу. Я не успеваю. Где- то в конце июля абитура уезжает в Армавир. Я остался. Все мои походы в облвоенкомат- напрасны. И тут приезжает " Павлин" - в шерстяной гимнастерке и синих бриджах с хромовыми сапогами- курсант из Армавира - Толя Валикжанин. Выпускник моего инструктора прошлого года- уже отучился год в Училище. Вот он и надоумил меня написать телеграмму Генералу Сметанину. " Прошу разрешить прибытие для поступления с опозданием по окончании программы". Наивно, примерно так же, как письмо Президенту на Героя Советского Союза" . Но , видимо, Боженька был на моей стороне. Через пару недель в общагу приходит телеграмма - " прибытие с опозданием разрешаю, генерал Сметанина. Ну, а дальше. Долго объяснял в военкомате, кто такой Сметанин, почему с опозданием, и..... 17 августа1966 года вечерним поездом Новокузнецк-Кисловодск я застучал колёсами в Армавир.
Сергей мне может не поверить, но в то время я не представлял того -Сколько я буду получать, где я буду жить. Было важно- я смог, я успел, я поступил, а дальше...........
Михаил Андреевич - наш Главный Орёл из Кубанской диаспоры Тушкарей иногда в шутку подкалывает меня за тряпошное крыло и несерьезность моего " летательного аппарата- чуть тяжелее воздуха", но мне, намедни -68, а я, нет-нет, да по раннему утречку, когда ещё атмосфера не прогрелась, загружаю свой багаж в машину и на поле. 20 минут на сборку и газовику. Часик полетаю и .... На работу. Назвать это романтикой - не берусь, но что- то это мне напоминает. Наверное молодость.