Тема, конечно, интересная. У каждого, наверное (и даже конечно), был свой путь в Авиацию.
Я «заболел» небом ещё в детском возрасте. Где-то с класса 2 мне нравилось играть в самолётики, благо отец купил мне металлический игрушечный, как сейчас вспоминаю по его формам, Ил-14 (или Ли-2), с винтами и колёсами. Это была моя любимая игрушка.
Рисовал самолёты и воздушные бои в тетрадках и в альбомах. А когда начал где-то с 4 класса увлечённо читать, то любимыми книгами были книги про Авиацию.
Где-то третьей или четвёртой книгой про авиацию оказалась книга для детей Анатолия Маркуши «Вам – взлёт!». Она меня просто поразила и немного испугала, ну в смысле, что чтобы стать лётчиком, надо очень много знать и уметь и иметь множество того, что в то время я не имел и не знал. Т.е. – быстроту реакции, силу, ловкость, выносливость, наблюдательность, отличную память и т.д. и т.п. И с той поры эта книга многое мне дала - я стал стремиться приобрести всё то, что рекомендовал пацанам в этой книге Маркуша. Мне просто стало интересно узнать всё об Авиации и вокруг Авиации.
Через пару-тройку лет я стал удивлять не только своих сверстников, но и ребят постарше себя тем, что я мог им рассказать про Авиацию того, чего они не слышали и не знали. И одно только осознание этого поднимало мне уверенность в том, что повзрослев, я смогу стать лётчиком.
В Туле испокон веков был Аэроклуб, а потом Авиационно-спортивный клуб. Над окраиной города, прямо там, где я проживал, была зона пилотажа, где целыми днями крутились в воздухе самолёты и планеры.
А в пятом классе нам, школьникам, устроили экскурсию на аэродром Мясново (Тула), где нам показали самолёты, аэродром и как заключительный аккорд всего этого – прокатили над Тулой на Ан-2. Для меня это было что-то!!!
Где-то с восьмого класса я начал приходить на аэродром ДОСААФ и смотреть, как на Як-18 и чешских планерах «Бланиках» взлетают и садятся молодые парни и девчонки, чуть постарше меня самого. Знакомые механики иногда разрешали посидеть в кабине Як-18, показывали и рассказывали про оборудование кабины.
В десятом классе попросился в парашютную секцию, но меня что-то не взяли – молод ещё был.
В то время у меня даже и мыслей не было, чтобы задуматься о какой-то другой профессии – только лётчиком! Мама отговаривала меня от Авиации, а отец сказал – «Если хочет, пусть учится на лётчика», Мама почти успокоилась – будь, что будет! Хотя через знакомых, родных и учителей всё пыталась возвернуть меня на путь истинный. У меня по физике и по химии была не просто пятёрка, а пятёрка с плюсом. И моя учительница-химичка «сватала» меня в московский химико-технологический институт, где ректором его был её ученик, она с ним обо мне уже даже разговаривала. Но я был помешан на Небе и стоял на своём.
В десятом классе, зимой, у нас была приписная комиссия от военкомата, где я заявил военкому, что хочу стать военным лётчиком и он меня направил к капитану, который ведал абитуриентами. Тот предложил мне поступать в Тамбовское лётное училище им. Расковой. Я у него уточнил – это истребительное? Да, конечно, езжай туда, станешь лётчиком. Молодой ещё был, балбес, тем более, что в этом меня уверил целый капитан.
Потом была городская медицинская комиссия, где я впервые узнал, что я здоров и годен для поступления в лётное училище.
После окончания школы, в июле 1971 года приехал в Тамбовское училище. Опять медкомиссия – и опять всё в норме.
Начались вступительные экзамены, а я всё в недоумении – над аэродромом всё время летают Ил-28, а я знал, что это бомбардировщики, а где-же истребители? Подошёл и спросил об этом у подполковника, который всё командовал абитуриентами. Но тот в категоричной форме заявил, что в этом училище учат лётчиков только для бомбардировочной авиации и истребителей здесь нет.
Я взялся за голову – обманули, не туда послали! Начал пытаться кому-то доказать, что меня обманули, переведите меня туда, где учат летать на истребителях. Но «поезд уже ушёл!» Я к тому моменту уже написал сочинение, получил пятёрку и физику сдал тоже на пять. «Продолжай сдавать экзамены дальше». Но какие-то ребята мне подсказали, что надо получить двойку и тебя отправят домой. Я так и сделал, но мне сказали, что с одной двойкой ещё не отчисляют – только с двумя. Это дело было сделать легко и я благополучно был отправлен домой, в Тулу.
Вот так я первый раз пролетел, как говорят, «как фанера над Парижем».
Делать было нечего, пошёл работать на завод «Арсенал» монтажником радио-телеаппаратуры. И сразу же написал заявление в АСК (Авиационно-спортивный клуб) в отряд планеристов. Не знаю почему, но мне больше хотелось полетать на планерах, чем на самолёте. Про самолёт я почему-то был уверен, что всегда успею на нём полетать. Но не суждено мне было парить в свободном полёте на планерах. В сентябре объявили, что все планера отдают в Орёл и отряд расформировывают.
А в самолётный отряд уже всех укомплектовали. Я долго просился, несколько дней ходил за начальником АСК, чтобы меня взяли в самолётный отряд. Уговорил – взяли с условием, что я буду ходить на все занятия, но не числиться в группе новичков. А вот, если, кто-нибудь по каким-нибудь причинам отсеется или сам уйдёт из отряда, то меня возьмут уже официально. Так и произошло – две девчонки, студентки политехнического института, перестали ходить на занятия и выбыли из группы. А меня взяли на их место.
Ну, а далее – сдали экзамены и зачёты, начали летать . В феврале опять написал заявление в военкомат на поступление в училище. Выбрал в Армавир, но не было туда разнарядки из Тулы, пришлось написать в СВАУЛШ. Потом медкомиссия и долгое ожидание. В середине января первый раз прыгнул с парашютом и до поступления в училище напрыгал аж 22 прыжка.
А в АСК почти каждый день полёты – кто в первую смену (если свободен), кто во вторую, после работы. Тут я и почувствовал, что это как раз моё.
Всё удавалось довольно легко и быстро. Летать было интересно, захватывало и затягивало.
Но в июне вызвали меня в военкомат и выдали предписание в Ставрополь для сдачи экзаменов.
12 июля я уже был в училище, где за плацем, на стоянке самолётов, впервые увидел Ту-128, на котором впоследствии пришлось много и замечательно полетать.
Опять медкомиссия, псих. отбор, экзамены и вот, наконец, 8 августа 1972 года был приказ о зачислении меня курсантом СВВАУЛШ.
А через 4 года, 29 сентября 1976 года – приказ о присвоении звания лейтенант и квалификации – лётчик-инженер.
Вот такой у меня был путь в Авиацию, о чём я никогда не жалел и не жалею.
Вот такая она, романтика, куда уж от неё деться!
Змей
P.S. Молодец, Сергей (Иван Сусанин), вон как расшевелил ветку!
Змей