ТУ-128

Несколько слов о юношеской романтике и о выборе профессии военного лётчика…

Думаю, что 95% при поступлении в училище о лётчицкой зарплате не думали, но всё-таки подсознательно догадывались, что лётчики живут не хуже, а несколько лучше других военных. В городах юноши больше знали об авиации, дети военлётов знали больше и о жизни, и о быте в авиационных городках – тогда к быту больших претензий не было, довольны были и тем, что имелось. А вот в сёлах, особенно удалённых от городов, могли лётчиков даже и не видеть, и о форме иметь смутное представление. Да и электричество в таких поселениях появилось только где-то в середине 50-х годов, а ТВ, наверное, в середине 60-х, но вот радио было, и оно было желанным вестником всех событий из далёкой, нередко таинственной жизни. Так что форма, за редким исключением, не была тем мотивом, из-за которой юноши шли в авиацию.

И всё-таки главное, что было сердцевиной желания стать военным лётчиком, была та уважительная атмосфера в послевоенной стране к военному человеку и к Советской армии в целом. И книги о героях войны, фильмы о патриотизме, о массовых подвигах во время Великой Отечественной войны колоссально влияли на молодое поколение, способствовали выбору почётной профессии защитника своей Отчизны. В детстве основные игры пацанов – это игры в войну, со своими разведчиками, шпионами, «немцами» и «русскими», где каждый хотел быть «русским» и геройским разведчиком.
Служба в армии в те времена была внутренней обязанностью каждого, кто хотел быть настоящим мужиком, поэтому от солдатской службы абсолютное большинство не пряталось, а тех, кто не служил срочную, народ относил к дефектным, и девушки даже замуж не спешили выходить за таких, полагая их больными, неполноценными. Особенно ярко это проявлялось в селе, где народ был простой, искренний, и о каждом знали всё.
Так что основой платформы нашего выбора была дорога военного человека, а уж далее, на этой платформе, шла персонализация выбора, который зависел от тех или иных причин: одни шли в лётчики, вторые – в моряки, а третьи – в танкисты…

Ещё хочу затронуть статистику национальностей лётного состава ИА ПВО СССР…
Вот в нашем выпуске были почти все национальности, включая армян, осетин, азербайджанцев, молдаван, евреев, татар, чеченцев, дагестанцев, мордвинов, казахов…, но не было грузин. И по последующей службе почему-то грузины не встречались. Что, среди них не было романтиков…? Или горный воздух, виноградная лоза и тёплые воды Чёрного моря располагали совсем к другому…
 
Насчет ГРУЗИН. В Талагах были ДВА грузина, один у нас в ТЭЧ--замполит--Даушвили у него почему-то "сильно мерз нос", и как он говорил.."хоть дворником в штабе армии, но КАПИТАН". И начальник КП-- капитан Лу(а)хуташвили, вот он о себе говорил .. "баранов нет, родственников богатых нет, одна РОМАНТИКА".Мужик был нормальный, обходительный.
 
...........
Мужики, вы только сильно не ржите, вчера своего мужа наконец-то уговорила люстру хрустальную купить, дорогууущую (пол года копили). Поехали в магазин, взяли люстру и на крыльях радости домой, по дороге прихватили коньячку (обмыть это дело). Сели за стол, врезали по 50, потом повторили, ну и говорю, а давай Васек все-таки сегодня повесим, мужик разомлевший, то ли от коньяка, то ли от моего счастья согласился. Поставили стул, на него табуретку, взгромоздился мой на табуретку, а меня заставил ее придерживать. Стою счастливая наблюдаю как мой орел под потолком колдует, (а он почему-то в семейных трусняках был), перевожу взгляд ниже, и что я вижу –– из этих симпатичных трусиков выкатилось яичко, ну я от умиления взяла и так легонечко дала щелбанчика. Мой "ГОРДЫЙ ОРЕЛ" как полетит с этой эстакады, вместе с люстрой, которая расколотилась вдребезги, вскакивает и с остатком люстры ко мне подскакивает. Думала убъет, а он говорит:
- Б#я как током пи#д@нуло, прямо до яиц дошло, хорошо не насмерть!
 
Есть такой город Борисполь, под Киевом. Жили мы там в военном городке, отцы наши были военными. Пошли мы с пацанами в школу, в 62 году. А аэродром там совместного базирования до сих пор. В первых классах не помню, какая стояла матчасть, знаю точно, что были и истребители и Ту-4,потому как у одноклассницы отец точно летал на Ту-4 штурманом. А вот с 5го класса точно помню, что базировался в Борисполе полк Миг-21(забегая вперёд скажу, что к 10 му классу я точно знал, что у нас стояли МиГ-21 бис). От школы до аэродрома-минут 10 напрямую, покурить не успеешь. Кордонов тогда не было, тем более "городковских" пацанов солдаты всех знали. Что говорить, "сачковали " уроки и бежали на аэродром смотреть полеты. В память врезался случай, когда дядя военный сказал: пойдёмте в кабинку посмотрим, как самолеты заходят на посадку. Зашли в кабинку. Он нам показал точки, сказал, что это самолеты. А потом показал на один и говорит: вот он ближе, ближе, сейчас сядет-выбегайте на улицу! Мы выбежали и правда, сел самолет. Откуда этот дядя знал, что точка на экране-это самолет, а тем более, когда он сядет я узнал намного позже. Очевидно это была станция РСП-6 с дежурным персоналом, а выносной индикатор был либо на СКП ,либо на передвижном СКП (кстати,передвижной СКП я видел на аэродроме подскока Попельня, в 1990 году, недалеко от Житомира). Конечно, "каменный век", но еще работал, вкупе с РСП-6. В каждом выпуске нашей школы были летчики-либо военные, либо гражданские, и не по одному. Конечно ,шли не за оклад. Потом уже, когда стали зрелыми, конечно каждый хотел немного и заработать, хотя бы на "Жигули", которые тогда доставались с трудом. Вообщем-это даже не романтика, это что то большее..
 

Выставлю фото где-то 3-х годичной давности, не успел запечатлеться вместе, отлучился по школьным делам. Но, глядя на фото Степаныча48 и эти, кто сможет возразить, что Армавирские летчики- не романтики!!!

 
Так у морлетов подписывается "Мишаня".
"Летал за деньги, но в удовольствие!"
 
Молодец, Сергей (Иван Сусанин), вон как расшевелил ветку!
да и Серега завел
и я немного молодец, я ведь тоже Серега.
(сам себя не похвалишь, хрен, кто догадается)

Вот, что значит экипаж из Серегов. Да на Серегах вся авиация, можно сказать...
Да что авиация.., страна и даже весь мир.
Ну, и на остальных, конечно...

В общем, я на время стырил штурмана у Туриста. Пусть в моем экипаже полетает,
патамушта нравится он мне, разгильдяй.

Иван Сусанин был первым гендиректором турфирмы по экстремальному туризму.
На тот день были также намечены полевые испытания нового русского чуда
- цельнодеревянного компаса без единого гвоздя, созданного умельцами в Кижах.
Испытания в целом прошли успешно, процент естественных потерь личного состава
не превысил расчетных. Туристы, недовольные оказанными услугами, пусть пишут жалобу.
 
но не могу сдержать себя
и не нужно.

Вот этот бравый подполковник, что на фотках от ант,
делает нужное дело. Я его давно знаю.(заочно, конечно)
Работа не мед и платят копейки.
Таких преподов дети любят.
Благодаря им узнают много нового о ВС.
Может кто и жизнь свою свяжет с Авиацией.
 
В общем, я на время стырил штурмана
Разминка перед пятницей:
Списали штурмана с летной работы. Поехал к жене на родину, в деревню. Жена просит председателя колхоза взять мужа на работу, председатель и спрашивает штурмана: -Что делать умеешь? -Карты читаю, трассы прокладываю, считаю хорошо. -Карты у нас только игральные, трасса одна до райцентра, а вот счетовод нужен. Видишь стадо коров в поле, сосчитай. Штурман посмотрел на стадо, достал НЛ-10, пошуровал и говорит: -54. Проверили, все верно. -А вон на горизонте большое стадо коров, сколько? Штурман глянул на стадо, взял НЛ-10, пошуровал и говорит: -327. Проверили, опять все верно. Закусило колхозников, согнали всех своих коров. -считай, говорят. Штурман взглянул, взял НЛ-10, пошуровал туды-сюды и говорит: -1243.Два дня перепроверяли, сбивались три раза, но оказалось все правильно. Председатель: -Беру тебя на работу, но расскажи, как это у тебя получается? -Да ничего сложного, считаю количество сосков, делю на четыре и беру поправку на яйца.

 
Последнее редактирование:
Может не в струю,но хотелось бы вспомнить о двух хороших тоже моих друзьях и тоже уже тех, которые не с нами.
Коля Билык пришёл в Омск из Купино вместе с Фищенко (выпуск 1966г.) Стириным и Луговским выпуск 1965 г. До них на Ту-128 даже лётчиков 1964г. выпуска почти всех поменяли на более опытных беляков, оставили только двоих Николая Лебедева и Вячеслава Гришина. Попали они в нашу 3-ю эскадрилью и ей командовал уже П.И. Кузьмин (1969 год). Коля был самый загадочный из всех, очень любил ( и часто это делал) организовывать пьянки, при этом сам категорически не пил. У Кузьмина в эскадрилье тогда строго соблюдалось правило: каждую субботу (тогда ещё рабочую) в 3 часа дня -подведение итогов- это было святое, даже наверно если бы война ничего бы не изменилось. Проходило это так: присутствовал весь личный состав, сначала"драли" солдат и отпускали, потом сержантов и так по категориям,когда отпускали уже отодранных рядовых лётчиков и штурманов, а оставались командиры отрядов и выше, мы с Колей уже сдёрнули со всего лётного состава по рублю и отбывали в ближайший продмаг под номером -128. В нашей 17-й квартире накрывали стол и ожидали командиров. Дальше подведение итогов продолжалось, но уже под другими ракурсами, в непринуждённой обстановке и продолжалось до песняка или внезапного нападения жён наших старших товарищей.
При этом никакие залёты по пьянке не прощались- принцип такой-не умеешь пить- не пей. Может кто не поверит, но в СССР по рублю с рыла человек двадцать могли хорошо посидеть, а ежели в процессе ещё по рублю, то тогда конечно. Билык всегда присутствовал, но сам не пил, как обычно сидел в сторонке посмеивался над нашими пьяными бреднями и молчал. К полётам, как другие лётчики он не рвался- запланировали летал, нет и хорошо. Случается ( хотя и крайне редко) лётчик боится летать, гораздо чаще встречаются лётчики которые боятся перерывов в полётах, так Коля по- моему не относился ни к тем ни к другим, к полётам относился как к необходимости, но если надо значит надо. Штурманом корабля у него был Шапель (Санька Шаповалов- в последствии у беляков дослужился до подполковника, а тогда раздолбай -каких поискать), однажды летят они с Билыком на потолок и высотные костюмы, как в Омске было принято не надевают. А был у нас тогда доктор майор Порунов В.М., который всё это знал, всегда старался поймать, но не предотвратить, а заложить уже когда свершилось. К старикам он не приставал, а за молодёжью следил пристально и вот увидев что Билык с Шапелем пошли без костюмов он дождался пока они взлетят, а потом пошёл на КДП и сообщает эту "новость" командиру полка полковнику Потапову руководившему полётами. У Билыка по заданию перехват и набор на форсаже, Потапов и говорит: "он уже 11000 м набрал, что ж я его возвращать буду? Пусть воюет, а после полёта встречай его на ЦЗТ с кем- нибудь из моих замов, я потом подскажу ему и врежьте ему по самую заглушку. Довольный доктор ушёл, но кто-то на КДП сей разговор слышал и позвонил в дежурный домик, чтобы Колю встречали с костюмами. Коля сруливает с полосы, ему машут остановится, он выключает левый двигатель забирает костюмы и порулил дальше. К удивлению Порунова экипаж выходит в костюмах, правда никто не посмотрел как они под комбезами застёгнуты, у Коли ещё ничего , а Шапелю достался костюм Васьки Базалевского, который на голову ниже его ростом.Да и вообще повторить это они бы наверно не смогли. Это как в Талагах однажды экипаж сел мимо полосы, у командира заклинило фонарь, он вылез в форточку, а штурман (потом в Омске был Кушев) небольшого роста , но когда убегал от самолёта по почти метровому снегу делал прыжки которые не повторил бы ни один олимпийский чемпион, при этом стропа соединённая с НАЗом оборвалась -он и не заметил. А лётчик потом всё пытался колпак ЗШ просунуть в форточку, а он не проходит, а снимал-ли он его -не помнит. Кузьмин знал всё что касалось подготовки своих лётчиков и соответственно то что мог поручить Фишману или Стирину не поручил бы другим. Часто свою аэ планировал 2Х2 на Сургут, а когда возвращались, но за зоной видимости своего КП давал команду подойти, группа собиралась в такой строй -тройка очень плотно, из штурманской кабины чуть-ли за носы можно было потрогать(до сих пор удивляюсь как это им удавалось на самолётах не имеющем тормозов), а Билык в стороне и сзади метрах в трёхстах. Однажды я сказал Кузьмину:"скажите пусть Билык подойдёт". На что Павел Иванович ответил: "не нужно, каждый летает как умеет".
В 1965-м году Коля в Майкопе катапультировался с МиГ-17 история мутная, сам он никогда на эту тему не говорил, но предположения такие: потерял пространственную ориентировку и сорвался в штопор или просто сорвался в штопор, конечно всю вину пытались взвалить на лётчика, но приехал генерал Сметанин и спрашивает у Коли:"сынок, а что ручка совсем легко ходила?" Коля:"так точно товарищ генерал". "Всё ясно выпал болт соединяющий ручку с тягой болт найти, а ты сынок иди летай дальше." Только что поступившие курсанты целый месяц просеивали песок на месте падения, но так болта и не нашли.
Несмотря на то что Коля был не как все и Кузьмин относился к нему не как ко всем, так однажды он его назначил исполнять обязанности замполита эскадрильи, и Коля исполнял пока начпо "по секрету" не сказал что у нас замполит не член партии и даже не кандидат. Пришлось Колю в спешном порядке принимать в партию. В академию он поступал без экзаменов , так тогда принимали, в Семипалатинске я с ним не служил, а встретился уже в штабе корпуса, где он был заместителем начальника штаба. Что входило в его обязанности доподлинно неизвестно ни тогда ни естественно теперь. В Толмачёво был один генеральский дом -4 кв, там жили командир корпуса, начальник политотдела, начальник штаба и... Николай Иванович Билык, хотя ещё два зама жили как все остальные. Когда мне нужно было перевести вещи из Омска, генерал Кузьмин дал мне для этого самолёт Ан-12, пока собирались, короче в Толмачёво прилетели часов в 11 вечера, экипаж собрался и ушёл по домам, а я остался с вещами, самолётом и прапорщиком, который за самолёт отвечал, Дело было 27 декабря, мороза градусов 25 и немного, однако. Звоню Билыку- Коля выручай. Через 20 мин пришли две машины и десяток солдат, причём один с автоматом, спрашиваю его- зачем. А я говорит разводящий, это Коля всю гауптвахту мне прислал.
По фамилиям он точно никого не знал, из управления авиации знал только меня, хотя я подозреваю что знал он всех , но никогда не называл, все у него делились на категории: полковники- вожди, подполковники -начальники, майоры- эти (типа "а где этот" мы уже знаем кто ему нужен), ко всем кто ниже майора он обращался просто-Эй ( типа "эй ,а где этот" и всё понятно). Ну то что всё начальство при нём жило безбедно это понятно, потому что достать он мог даже синхрофазотрон если бы кому из начальства потребовался. Поэтому он очень скоро уехал начальником штаба центра в Красноводск, где командиром тогда был Ю.Торгованов и вскорости, при организации Тбилисской отдельной армии ПВО стал начальником штаба авиации. Сейчас когда встречаемся с бывшим командующим авиации армии полковником Соболевым ( а встречаемся мы часто) почти всегда вспоминаем Николая Ивановича Билыка для которого невыполнимых задач не было. Перелопатил весь фотоархив и нашёл всего одну фотографию где снимали конечно меня, но на заднем плане Коля и вот такой он был всегда- нос в куртку и сидит в уголке. Когда Союз развалился он одним из первых принял украинскую присягу и достиг бы там больших высот либо всё что там было распродал и был бы олигархом либо был бы министром обороны и тоже олигархом. В начале 90-х группа отставных генералов (в которую входил и П.И. Кузьмин)организовала ООО по торговле редкими металлами. У Кузьмина была назначена встреча с Колей в Симферополе, где Коля хотел предложить на продажу то, что Украине ни к чему. Паша прилетел , а Коля этим утром на перевале погиб( ехал на встречу, гололёд, машину занесло и ударило об троллейбусный столб стороной пассажира- всё).

 
Я утверждать не буду, но у нас поговаривали, что Билык был родственником Кузьмину, от этого у него было это малое беспардонство в характере. Куда б он не звонил-никогда не представлялся по званию, всегда говорил -это Билык. Может и вправду его все знали, вплоть до Москвы (в перелётах).
 
В 1979 году был в отпуске на Псковщине. Коров, рогов и сисек с яйцами не считал, но пропал в АНТИРЕСНУЮ ситуацию. Председатель совхоза наложил запрет на спиртное, которое продавали в сельмаге,была ПОСЕВНАЯ, каждый день дорог.И картошка, и лен,и горох и все прочее садить надо было. Совхоз богатый был, люди ездили в санатории от совхоза, и на юга к морю. Пришел купить вина, а продавец разводит руками. Пошел к председателю, нашел общий язык с ним, и он придя в магазин, дал команду..ЕМУ ПРОДАВАТЬ МОЖНО. Кто был в этот момент в магазине и смекнули что к чему. Ну и в ПЯТНИЦУ после обеда завалила к теще в дом ВЫБОРНАЯ компания....Тебе председатель разрешил продавать, вот и покупай нам на субботу и воскресенье и выкладывают денежки.Запросы колоссальные, только водка и никакого вина, с учетом субботы-- после баньки сам бог велел, ну и в воскресенье опохмелка тоже нужна.Вот как и в описанном случае пришлось импровизировать. Ближайшая винная точка была в ТРЕХ км от села, на окраине поселка.Убедил. Пошли туда за спиртным. Дело в том что обещали теще машину, для сына по итогам года, а так бы машина "ЁК. Машину дали,еще нас из Питера привозил брат жены в 1980 году."
 
А вот эта тема , совсем уж не для ветки . Эту тему можно развить в "личке" с киевским б/товарисщем .
 
Я смотрю, разговоры у вас какие то задушевные. Вы же все Орлы! Не надо давать себе слабину. Всё должно быть чётко с небольшой грубостью как у орла.
Не помню, как мы с Серёгой попали в Амдерму, но надо было перегнать Тушки в Семск. В Амдерме -27, это по местному тепло. Мы в меховых куртках и штанах. Нарисовали маршрут на прямую. Через горы и болота. Но какой то хмырь, не помню какой, нам всё зарубил. Вроде как бы нас там никто не видит. И мы полетели с посадкой в Комсомольске на ...Оби. Присели. Тоска дремучая. Спали в клоповнике. Вокруг какой то дремучий лес. Серёга до утра не спал, доставали клопы. Я уссыкался. Включили свет, что бы разогнать животных и заснули.
На утро полетели дальше. В Семипалатинск.
В Семске нас на рулёжке встречал Фищенко. Как вышли, разговор пошёл о мочёных арбузах. Ну вроде как бы нам их придется есть. Идём по аэродрому - Фищенко в рубашке с короткими руковами и мы следом в меховых куртках. Там было + 17.
Самолёты подарили Семску и стали собираться улетать на транспорте. ну дальше не интересно. я завис в ресторане - " Семь палат", меня долго самолёт ждал, ну и тд.
ПС. С температурой могу ошибаться как наше Метео + -
 
Мужики, наш бразильский друг Серджио не теряет надежду написать статью в своем журнале о МИГ-31 в основу которой должны лечь истории людей непосредственно эксплуатироваших этот самолет, что то подобное как он написал о Ту-128. Если у вас есть интересные истории, не раскрывая военной тайны, пошлите их ему на руссом языке. Он переведет их пользуясь интернет переводчиком на португальский и английский языки, если он найдет что то непонятное в переводе, то он обратится ко мне за помощью, что в прошлый раз случилось, по моему, всего один раз.
Его данные:
Sergio Ricardo
srscerqueira@gmail.com