Немного об инструкторах. У меня в аэроклубе был инструктор Георгий Иванович Музоверов, участник ВОВ, 7 сбитых лично (1965-й год- такие ещё летали). Так вот на первых порах мат начинался сразу после запуска и заканчивался только после выключения двигателя и при этом он ещё умудрялся на любом этапе полёта надавать ручкой по коленкам, даже на выравнивании. Як 18А на быстрые движения ручки не успевал реагировать, зато колени успевали получить"удовольствие".При этом после полёта обычно замечаний не было. А ещё у нас был В.И. Зюбан, по его просьбе в плексиглассовой перегородке между кабинами расширили отверстие, так он своим даже палкой по ушам колотил, чтобы лучше усваивали лётную науку и притом мог ещё после пробега высадить ученика из кабины не снимая парашюта и приказать сопровождать держась за плоскость ( было такое в поршневой авиации), при этом ГАЗ в его руке, а парашют стуча по заднице помогает быстрее бежать. Вы думаете ХОТЬ КТО-НИБУДЬ за это на них обижался? НИ БОЖЕ МОЙ! Может тогда все мы были попроще, а может мы этих людей настолько уважали, что эту науку воспринимали как должное- без обид. Слава Денисов подтвердит- на инструктора обижалась только одна лётная группа- у них инструктором была девушка и она матом не ругалась вообще. За то она знала столько оскорбительных слов и выражений, вполне литературных, но до ужаса обидных, что некоторые плакали после полёта.
Ну это первоначальное обучение и тут всё понятно. Что касается опытных лётчиков и не менее опытных инструкторов то тоже всякое бывало. Я уже как -то рассказывал про случай в Амдерме, когда начальник авиации 4-й дПВО полковник Костенич Василий Прохорович в конце декабря провёз на спарке Ту-128УТ шесть лётчиков и пять из них отстранил от полётов. Кратенько повторю для тех кто у нас недавно. С погодой в декабре ,в Амдерме всегда не очень, а тут очень "не очень" и последний возможный лётный день в году, все лётчики давно уж подтвердили класс и в воздух не рвутся. А у В.П. не хватает несколько часов общего налёта и он очень даже рвётся. Погода, как говорил наш незабвенный Нироденко-ЖОПА, Рогачёво и Талаги, а потом все полки 10-й армии запасным отказали. Если бы наши командиры организовывали полёты, то мы и на аэродром вряд-ли бы выезжали- сражались бы в МАРАКАН. Но тут НАДО! Короче дозвонился В.П. до Воркуты, до диспетчера какого-то грунтового аэродрома и попросил побыть для нас запасным, тот конечно понятия не имея кто мы такие, согласие дал, но только до 16 часов, а потом он свою лавочку закрывает и идёт домой. Время уже около 2-х,а налетать надо около 6-ти. Поэтому погнали быстро спарочный вариант-инструктор Костенич, штурман-я, тоже один чтобы времени не терять, а лётчик после посадки выключает левый двигатель,отстёгивается, как только подают стремянку-уходит, следующий сразу садится, пристёгивается, запускает левый и погнали дальше. Как говорил В.М.Юхимец (ст. шт. омского полка)-"всё просто -как рукомойник". Первый Ю.Г.Скурихин (погоняло "Большой мастер"),взлетаем- экипаж у нас слётанный- проблем никаких и в худшую погоду летали, а тут свой аэродром, "Катет" работает, на борту порядок, как сейчас говорят: летим, разговариваем на разные темы- благо все друг друга не один год знают, обстановка- ну лучше не придумаешь. Заходим , садимся, у инструктора замечаний нет, заруливаем на ЦЗТ, Скурихин "покидает" корабль..... а следующего лётчика нет. Чувствую Васю (так его между собой звали) начинает бесить, я молчу как рыба потому что получить можно вообще ни за что. И тут минут через пять мы увидели как к самолёту не спеша, помахивая маской движется Володя Коновалов (Фафик). Дальше не перескажешь,Костенич орал весь полёт, все матюки которые он знал были сказаны и не однажды. Мне слово вставить было некуда, а бедный Фафик вообще потерял дар речи и разучился летать: вывод инструктора- от полётов отстранить и тд и тп. Следующие четверо хоть и были вообще не при чём свою долю ебуков получили и тоже были отстранены от полётов. Однако шесть полётов до 16 часов мы выполнить успели и почти 6 часов налёта записали- что и требовалось. А поскольку Вася был свиреп, но отходчив, то после полётов всех простил, а может командир полка у него поинтересовался: отстранение от полётов (и от боевого дежурства конечно) за три дня до Нового года это наказание или поощрение? (вопрос конечно ну очень интересный).