Если можно, прокомментируйте. Можно всем.
Помогу Степанычу, т.к. пришлось летать на этом самолёте. До начала семидесятых годов наши лётчики спортсмены, кстати лучшие в мире в те годы летали на самолётах Як 18П,которые не намного отличались от массового учебного самолёта Як-18А используемого для первоначального обучения в учебных центрах и аэроклубах ДОСААФ , а также в ВВАУЛ. С 1966-67гг. УАЦы перешли на самолёты Л-29, ещё раньше на ЭЛки перешли военные училища, Як-18А остались только в аэроклубах для начальной подготовки спортсменов с последующим переходом на чисто спортивный Як-18П. Эти самолёты не сильно отличались друг от друга: П был одноместный, кабина несколько смещена назад, маслосистема и бензосистема были приспособлены для выполнения фигур обратного (перевёрнутого) пилотажа, мотор и всё остальное одинаково. Но со временем самолёт перестал удовлетворять требованиям наших ведущих спортсменов и ему на замену был изготовлен самолёт ЯК-50, с увеличенной мощностью двигателя с 260 л.с. до 360, поперечное V крыла, являющееся оплотом высокой устойчивости, что хорошо для начинающих, но плохо для мастеров высшего пилотажа, было сведено практически к нулю, появилось хвостовое колесо, из-за чего изменились и условия взлёта и посадки. Само собой Як-18А уже никак не удовлетворял спортсменов, обратному пилотажу тогда их учили на чешских ZET- 226(326), что тоже было не очень. И тогда к Як-50 сделали практически спарку-Як-52. Добавилась передняя кабина изменилась центровка из-за чего пришлось вместо хвостового колеса вновь сделать переднюю стойку. Большинство пилотажных качеств Як-50-го сохранилось, но сохранились и сложности в пилотировании присущие этому чисто спортивному самолёту.Самое нехорошее для слабо подготовленных лётчиков- самолёт не любит скольжения и за шариком надо поглядывать серьёзно, сорваться в штопор может на любой фигуре, причём прямой и перевёрнутый, крутой и плоский. Поэтому инструктор всё время напоминает: шарик держи, шарик держи. Если держишь и самолёт никуда не денется, из всех видов штопоров выходит хорошо, правда из плоских страшно, вращается быстрее и запаздывает на дачу рулей, говорят на два витка, но сидя в самолёте попробуй их посчитай. У меня друг есть Володя Ямщиков, когда он был начальником штаба авиации Московского округа ПВО, я его неоднократно приглашал полетать на Яке, а он ни в какую, лучше в кабачок пошли. И ещё как-то сказал:, авиация это дело молодых, и нечего туда лезть на старости лет, хотя "старику" тогда было всего 42 и он уже лет пять генералом служил. Так вот он мне тогда рассказал историю. В Нижнем Новгороде начальником аэроклуба работал бывший начальник авиации горьковского корпуса ПВО, полковник и заслуженный военный лётчик СССР, вот однажды он уговорил своего друга -генерала из Москвы (фамилию называть не буду потому что не знаю как бы было с другими на его месте) слетать в зонку. Ну полетели и генерал естественно попилотировал в своё удовольствие, тем более на Яке уже где-то немного летал, а потом говорит, а давай плоский перевёрнутый покажи, показал рассказал как выводить, а теперь говорит давай сам. Ну тот ввёл, выводить, а он не выходит, после третьей неудачной попытки инструктор сам вывел и полетели домой, на земле говорит смотрю на своего друга, а у него нога так мелко подёргивается. Так вот к чему он мне это рассказал, когда сам отказался полетать я ему и говорю что за генералы пошли один не хочет летать, другому несколько раз предлагал тоже не хочет, вот тут он про другого и рассказал, хотя на МиГ-23П товарищ летал по полной программе. А всего лишь надо дать рули на вывод и ждать когда выйдет, но это очень тяжело ждать в таком положении. Так вот Толя никто заочно причину не определит, разве что Магомед Толбоев (при всём уважении). А вариантов масса: если пилотировал инженер, а военный лётчик первый раз сел пассажиром, попробовал пилотировать и на небольшой высоте из-за незнания особенностей самолёта сорвался в штопор, если наоборот вряд-ли, уж военный лётчик 72-лет даже если и даст инженеру за ручку подержаться,то и сам её не бросит, да и шарик ножкой подожмёт если что. Если инженер просто пассажир, а у 72-летнего инфаркт или инсульт, от чего никто не гарантирован- вот и всё.Помните даже у "Витязей не так давно и у вполовину более молодого случилось, а 72, я уже без малого в 71 даже авиалайнер увижу по телеку- перехожу на другой канал-мало ли что.
Сегодня Су-24 в Сирии. Ребят жалко до слёз, Земля им небом!