на посадке подсказывали - типа пониже или задержи
Да я и сам подсказывал, причём сподвигнул меня на это мой командир отряда Юрий Геннадьевич Скурихин. До него я больше летал с начальством
Куплеником, Костеничем, Кузьминым. Попробуй я Костеничу или Кузьмину
что -нибудь лишнее вякнуть на посадке, уж и не знаю что бы было?
А Скурихин как-то в Амдерме (всё-таки летали с перерывами) говорит:
"Володь мне на выравнивании твоя скорость и на х... не нужна,если к выравниванию подошли нормально, то самолёт сам определит на какой
скорости ему сесть, а лучше подсказывай землю, я иногда сомневаюсь,
особенно после..."(сами знаете чего). Надо сказать, что хотя видел штурман землю только внизу и сбоку градусов под 40 к направлению полёта, однако имея некоторый опыт, можно было по темпу приближения к земле, что-то лётчику и подсказать. Другое дело, нужна -ли была ему такая
подсказка, Скурихину наверно да, остальные тоже не обижались, особенно молодые. Тут говорилось, что в училище курсанты вылетали самостоятельно
со штурманами которые и сами могли посадить самолёт. Может и могли,
а может и нет, но курсант уверенный, что если что штурман поможет это уже другой курсант. У меня было несколько случаев когда лётчик начинал сомневаться в своих силах, но верил мне и всё было нормально.
Однажды в Омске я , старший штурман полка , в составе экипажа с молодым лётчиком Атаманцевым летим куда-то по маршруту. Возвращаемся с остатками около 3-х тонн (аварийный-2), но над полосой
гроза и дождь ливневого характера. Перед нами три борта уходят на второй круг ( а их по остатку можно сделать от силы три ... и кердык )
Чувствую Володя заволновался, начинаю его успокаивать, говорю заходи как обычно, держи планки и всё будет нормально, где- то на высоте метров
400 говорит " всё, стекла заливает, ничего не вижу, уходим на второй".
Говорю " Володя не дёргайся, держи курс, глиссаду, режим, мы ещё в облаках," а сам смотрю вправо вниз- только там можно увидеть характерные ориентиры. После дальнего под собой начала пробиваться земля, вижу трассу и дорогу на Ульяновку, Говорю " Володя, землю вижу . идём нормально сейчас ты увидишь полосу". Над ближним он её увидел и нормально сел. А после нас ещё один борт ушёл на второй , а потом и дождь перестал также внезапно как и начался.Вы бы видели как горд был лётчик за нашу посадку.
Или ещё один случай.
Декабрь, у Володи Бакаева не хватает одной посадки ночью при минимуме погоды для подтверждения класса. И вот всё совпало и полёты и погода-
"железный" минимум, такой, что вот-вот полёты отобьют. Смотрю Володя волуется, не за полёт, а за то ,что его может и не быть, а будут- ли ещё полёты в этом году кто его знает.И вот идём к самолёту , начинается снегопад, и довольно обильный. Володя говорит" ну вот кажется отлетались на сегодня", я ему" садимся, запрашиваемся, авось Витюля разрешит"(РП
Луговской- человек спокойный, как удав). Точно, разрешает запуск, выруливание, впереди рулит Шмидт, по-моему с Лободиным. Он занимает исполнительный, мы на предварительном, снег идёт. Шмидт включает форсажи трогается с места, его начинает вести вправо, он пытается выровнять по полосе, не получается, отключает двигатели, по инерции его
уносит с полосы вправо и разворачивает почти задом наперёд.Так он и стоит метров 300 от начала полосы и метров 30 справа от неё. Предыдущие снег подплавили, образовался ледок и при включении форсажа одна тележка поехала, лётчик пытался парировать, но безуспешно.
Мой Володя (Шмидт тоже Володя) совсем загрустил, теперь то уж точно
конец полётов, Я ему говорю "выруливай на исполнительный и запрашивайся, остальное не наше дело, если разрешат на стояночный не ставь, на тормозах выводи обороты, отпускай тормоза форсажи в догон", Он " я так никогда не пробовал". " вот и попробуешь- главное не бздеть"
(Это любимое напутствие п-ка Староверова). Витюля взлёт разрешил, Бакаев сделал всё правильно и мы сделав Шмидту ручкой понеслись в атмосферу.Прошли по коробку, со второго надо садиться, Володя спрашивает" как вы думаете Шмидта уже убрали"? Я - " хотя бы к утру
убрали". Он-"А как же садиться?" Я -"как обычно, про Шмидта забудь, если
зайдёшь точно по полосе его самолёт нам не помешает- даже при катастофах разброс деталей совпадает с линией пути, только тормозить
начинай после него." Ну и всё зашли и сели, и не мы одни, только мы знали где стоит самолёт, а другие нет- им было легче.