Ржевская дуга
Николай, знаю, а если не совсем знаю, то догадываюсь…
В 1941-42-ых годах в дальнем Подмосковье в лютые морозы, в глубоком снегу, а потом в весенних болотах, плохо одетые, с отмороженными ногами, голодные, обессилевшие, полегли сотни тысяч наших солдат.
*
Я вот, к концу дня 9 мая, на своей ветке написал (добавлю некоторые статистические данные):
День Победы для многих, и тут я не ошибусь, один из самых любимых и почитаемых праздников. Это воистину всенародный праздник! Назовите ещё такой праздник?! Пожалуй, не назовёте…
Два дня назад смотрел д/ф «Ржев. Неизвестная война Г.Жукова». 8 января началась наступательная операция, получившая название Ржевско-Вяземской…
Поражён фактами. Ещё больше разочаровался в Жукове. Только из-за его «полководческого» таланта в зиму 1941-42 года там бездарно погибла добрая треть из почти 300 тысяч убитых, раненых было около 0,5 млн.
До сегодняшнего дня точно неизвестно скольких жизней стоило освобождение Ржевско-Вяземского плацдарма.
Через пятьдесят лет после ликвидации Ржевского выступа вышла в свет книга "Гриф секретности снят" - статистическое исследование о потерях Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. В ней приводятся такие данные:
Ржевско-Вяземская операция (8 января -20 апреля 1942 года):
безвозвратные потери Красной Армии - 272320 человек,
санитарные - 504569 человек,
всего - 776889 человек.
Ржевско-Сычевская операция (30 июля - 23 августа 1942 года):
безвозвратные потери 51482 человека,
санитарные - 142201 человек,
всего -193383 человека.
Ржевско-Вяземская операция (2-31 марта 1943 года):
безвозвратные потери - 38862 человека,
санитарные - 99715 человек,
всего - 138577 человек.
Во всех трех операциях:
безвозвратные потери - 362664 человека,
санитарные - 746485 человек,
всего - 1109149 человек.
Но это данные неполные. Если принять во внимание, что неизвестно сколько раненых вернулись в строй, сколько стали инвалидами, сколько умерли в госпиталях - общая цифра безвозвратных потерь теряет свои конкретные очертания.
Приблизительность данных о потерях на Ржевско-Вяземском плацдарме заключается еще и в том, что многие боевые действия на этом участке фронта остались вне поля зрения военных историков.
Участник этих событий маршал Советского Союза В. Г. Куликов назвал ориентировочную цифру общих потерь Красной Армии на Ржевской дуге - 2 миллиона 60 тысяч человек.
Сопоставляя эти, даже очень и очень приблизительные сведения о павших, учитывая потери и немцев, сравнивая их с величайшими битвами Второй мировой войны, становится очевидным, что сражение за Ржевско-Вяземский плацдарм было самым кровопролитным не только в последней мировой войне, но и вообще в истории человечества.
Ржев был освобожден только 4 марта 1943 года.
Вот почему раньше предпочитали замалчивать сражение в районе Ржева, притушовывая его трагедию, всю упёртость Жукова, приведшую к напрасным жертвам. 33 армия ещё пострадала и из-за того, что её командующий Ефремов, видя явную бессмысленность наступления в тех природных и климатических условиях (зима выдалась на редкость снежной и морозной), с тем вооружением, после отказа Жукова прислушаться к его мнению, обратился напрямую к Сталину, и у Жукова появилась злость, мстительность. Это подтверждали очевидцы. Ну разве можно мстить командарму, когда из-за этого гибнут солдаты…
А когда 33 армия оказалась в котле (и там было приказано наступать, а не соединяться с другими армиями) и стало ясно, что армия погибла, за командующим, чтобы спасти его, отправили самолёт, но Ефремов отказался и остался с армией, отправив самолётом воинские знамёна.
Ефремов был трижды ранен, и, чтобы не попасть в плен, застрелился. Немцы похоронили его с почестями, а немецкий генерал, во время похорон, построив друг против друга немцев и наших пленных, обратился к своим: «Сражайтесь за Германию также хорошо, как сражался русский командарм Ефремов за Россию!». Ещё интересный факт: когда потом наши перезахоранивали командарма, то увидели, что немцы даже не сняли с его руки золотые часы.
То же самое было и с 39 армией. И там за командармом послали самолёт, но тут командарм улетел.
И 2-я ударная армия, армия Власова, во многом благодаря Жукову тогда тоже попала в окружение, а потом и сдалась немцам. За сдачу в плен Власову нет оправдания, но нет оправдания и Жукову, что он создал такие трагические условия для гибели армий и сдачи в плен 2-ой.
Жуков, подводя итоги тех сражений, скажет, что перецеонили свои возможности, недооценили противника, местность (?)… И вот эта недооценка стоила сотни тысяч солдатских жизней…
Тогда, безусловно, нужна была жестокость, но оправданная. В данном случае его жестокость, наплевательское отношение к многим десяткам тысяч солдат и офицеров, была ничем не оправдана.
*
А в наши годы, в годы нашей службы, разве большие военноначальники, по крайней мере, многие из них, не плевали на подчинённых. Я могу привести много таких примеров, когда они, желая жить очень хорошо и не по средствам, использовали свою власть на полную катушку…