Были чудаки, отказывались от пятых и седьмых ЗШ, свыкшись за многолетнюю службу с третьим .
Сам такой.
Вышел срок моему ЗШ-5, на складе выдают ЗШ-7.
Я не захотел его менять.
К этому времени он для меня был более, чем ЗШ.
Это был талисман хранитель, который ни разу не пригодился.
Уходил на ДМБ, выкупил его.
Сейчас дома эти два талисмана.
Коробок спичек, что лейтенантом в изоленту замотал и в карман комбеза определил,
да ЗШ-5, что пролетал со мной с 1985 по 1993.
А перед этим летал в ЗШ-3.
Сначала в экипажах Ту-22м2 командиры экипажей имели ЗШ-5, остальные члены экипажа ( правак и два штурмана),
носили 3Ш-3. Просто ЗШ-5 на всех не хватало. Лично у меня "котелок" был б/у.
Объясняли эту "привилегию" командиров тем, что командир экипажа катапультируется последним,
в более невыгодных условиях, чем его экипаж.
У него и шлем имеет по ограничениям бОльшую приборную скорость покидания самолёта.
А потом, с середины восьмидесятых, ЗШ-5 давали уже всем.