Давно собирался продолжить описание того как загибалась авиация РОСТО, теперь опять ДОСААФ, но это насмешка над тем ДОСААФом, который мы все ещё помним.Как я уже писал, за счёт оставшегося от СССР керосина и техники мы с горем пополам, но жили и хотя получали зарплаты на уровне уборщицы- это лётчики, а техники вообще чуть- ли не бесплатно работали и если бы жили не близко, а ездили на маршрутке, то на месяц бы не хватало. Однако летали и даже с 92 -года ежегодно проводили авиационные праздники. Потом нам два года давали кадетов из Астрахани мы их учили летать на Як-52, правда на вывозную денег хватало, а самостоятельно им вылетать не давали- заканчивалось финансирование. Выпустили и дали полетать только двоим- младшему сыну Главкома авиации ВМФ генерал-полковника Дейнеки и ещё одному парню за компанию.Потом обрезали и это. Решили заниматься химработами, но надо переоборудовать технику, купить химоборудование, да ещё на вертолётах винтам вышел календарь-12лет (тогда продлять ещё не научились). Хорошо губернатором уже стал Руцкой, пошли к нему поплакались, ну он говорит:" вот я вам письмо подписываю выделить аэроклубу вне очереди
500 миллионов рублей, а как вы их сможете у комитета финансов вытрясти -дело ваше". Но это уже кое-что, короче дали нам местных"олигархов" с большими долгами в бюджет и они свои долги гасили нам. Купили в Польше винты, потом переоборудовали на заводе борты и начали работать- 2-Ми-2 и 2- Ан-2. Сначала делали всё по закону -без свидетельства эксплуатанта работать нельзя, получить его тоже нельзя (там такие взятки, что дух захватывает), пришлось уйти под компанию имеющую сей документ, зарегистрировать борты в гражданской авиации (чего делать было нельзя по уставу РОСТО). Но уж больно до хрена этих "нельзя" и все исполнить невозможно.Два года отработали, стали получать более менее приличную зарплату, а те кто непосредственно летал и обеспечивал даже неприлично большую, но иначе нельзя- свои лётчики не могут, а для аэрофлотовцев "спасибо"- не деньги, тем более на вертолётах вообще ребята с Украины. К этому времени начал выходить календарь у двигателей, у нас их как грязи, но все-то поставлялись ещё в СССР и сроки примерно одинаковые, а "граждане" наотрез отказались их продлять, пришлось завязывать с аэрофлотом и становиться настоящими "партизанами". В РОСТО (удивительная организация)
прекрасно знали чем мы занимаемся, обязали нас платить им деньги за нашу работу и при этом не разрешали официально эту деятельность и заявки на полёты принимали только в районе аэродрома. Благо сейчас по МВЛ никто не летает и ПВО приказало долго жить-взлетел, 50 метров и ... тишина.У нас получилось в аэроклубе как бы две организации-одна деньги зарабатывает и не касается второй, которая потом эти деньги тратит. И я оказался начальником первой. Представтье область длиной 300 км и шириной 100 на которой в разных местах работают четыре борта ( связь только по телефону, а сотовых ещё не было). Моя задача заключить договора, проехать посмотреть площадки, потом ещё раз проехать принять борты, организовать работу, купить ГСМ и вовремя поставить к месту работы, а потом выбить деньги у председателей. Кстати более брехливой публики чем председатель колхоза или СХПК или ОАО (что всё равно колхоз) я не встречал. Главное я в области знал всех председателей, а они меня и тем не менее каждый год одно и тоже: весной они за мной бегают толпой и чуть ли не на коленях просят дать борт в первую очередь(а у меня -то их всего четыре), зато осенью я бегаю за ними -выбиваю долги, а они меня если и узнают, то не с первого раза и кидали не раз. Весну у него отработаешь, а потом его не поймать и к осени глядишь банкрот. За день приходилось наматывать за рулём 350-400 км, иногда , когда уже глаза открыты , а дороги не видишь, остановишься, (как Штирлиц) минут 20-30 поспишь, потом проснёшся,"соберёшь стрелки" и дальше. Были случаи какая-нибудь трубка лопнет на рабочем борту, а в аэроклубе полёты, так я на Як в заднюю кабину и сбрасываю, а полётов нет , на машину и погнал. Был случай выезжаю с аэродрома, а Ан-2 запускает приезжаю на поле за 100км и принимаю его, правда я на АУДИ А-6. За эти годы "удавил" две свои "Волги", правда на дармовом бензине, но всё равно жалко. В общем работа была живая, не соскучишься, а тут ещё повадились бизьнисьмены на покатушки, они неделю работают, а в выходные хочется адреналинчику и ведь не откажешь. Ну задолбали- заказывают на воскресенье полёты, приезжают на своих джипах с девчатами, выпивкой, закуской и веселятся, а мои лётчики скрипя зубами их катают. Народ начальника побаивается- молчит, а мне всё высказывает на полную катушку и тут подворачивается случай. Вышел фильм "Особенности национальной охоты"и у нас в 20-х числах августа открытие охоты. Я был за начальника и приезжает ко мне (что бывало редко) один "ну очень крутой" товарищ, и сообщает что завтра большая компания уважаемых людей едет на охоту и я бы хотел чтобы вы доставили нам утром пиво на вертолёте- как в кино, а потом желающих покатали на самолётах. Ну что делать, собираю народ и говорю, что отказать мы не можем, но лётчикам говорю катать так чтобы они потом блевали бы когда увидели бы самолёт по телевизору.Приходит суббота, утро, весь аэроклуб на ногах, два Яка на старте, я сажусь сам на правое сиденье в вертолёт (а лётчик мой химик Саша Иванов из Сум -налёт 12000час на Ан-2 и около 20000 на Ми-2)
пиво нам привезли ещё накануне, и полетели. Нашли пруд на котором должны были быть охотники, облетели кругом-ни души, невдалеке небольшой лесок - видим штук десять джипов на опушке пошли туда, метров 50 от машин в лесу большая поляна и на ней метров шесть в диаметре скатерть вся усыпаная бутылками одноразовой посудой и прочими остатками пиршества. Я тогда понял что такое накрыть поляну. Но людей-то никого, а охота уже открыта часов как шесть. Но Саша -то химик и низко пошуметь большой мастер. И только после третьего прохода на поляне стали появлятся "охотники", ну, а мы походили вокруг- сесть негде, с одной стороны большой уклон, с другой грубая пахота, ну что делать сели на пахоту, вернее присели, Сашка одно колесо пристроил на грядку, а два висят. Я вышел вытащил ящики с пивом, "народ неистовствовал", взяли на борт шесть желающих покататься на самолётах (больше Ми-2) не берёт и пошли домой. Ну там уж мои лётчики постарались (я их кстати проинструктировал когда будут в свою очередь инструктировать гостей не говорить им как связаться с лётчиком, ну просто посчитать что они и так знают). Короче ни один не скрыл что он пил и чем закусовал, а после полёта все почему-то лезли на пожарную машину и пытались попить прямо из "горла", хотя у неё сзади кран есть, правда воду ещё в апреле в неё заливали, но это мелочи, не всё же время ребятам Хеннеси пить. А потом мы эту пятёрку ну очень бледных ребят сажаем в вертолёт(один категорически отказался и попросил прислать за ним машину) и везём обратно. Тут уже я у Саши взял управление и иду на 50-80 метров, желательно над водоёмами (вроде бы уток показать), а болтает нас несщадно, да ещё я специально парирую броски не ручкой ,а триммером и естественно с запаздыванием.На ручке сверху маленький переключатель на 4-е стороны которым управляются триммера и по крену и по тангажу, так что можно совершенно незаметными движениями большого пальца правой руки создать совершенно невыносимые условия на борту. Когда мы снова подвесились над пашней и я открыл дверь, она одна только справа (люк сзади был законтрен чтобы кто -нибудь под винт не попал)народ полез из вертолёта прямо через меня
не дожидаясь пока выйду. На этом покатушки у нас закончились, больше никто и никогда покататься не просился. А мы спокойно продолжали работать пока не выбили весь ресурс, но это дело поправимое были бы деньги, но вот в 2007-м тонна керосина стоила 7000 руб, а в 2008-м 36000-почуствуйте разницу, как говорится, и ни одному колхозу уже стало не под силу пригласить на работу вертолёт. Ну а нет денег, нет ремонта техники, ну и так далее. Сейчас в аэроклубе может летать один Ан-2 и один Ми-2, но не далее этого лета, а дальше всё. В РОСТО это был один из лучших аэроклубов, ХУДШИХ-ТО ДАВНО НЕТ.