Из наших предыдущих повествований должно быть ясно что боевой авиации (до 31-х) в Алыкеле "не стояло", стало быть вопрос закрыт. Осваивать север три сибирских полка стали в 65-66 г.г. на с-тах Су-9, тогда Алыкель ещё не работал и садились они на лёд в Нежданном. С 1968 года на Ту-128 мы стали летать уже на Алыкель, поначалу самолёты ставили прямо на перроне аэропорта, других стоянок просто не было и летали не более(но и не менее) шестью экипажами. В период освоения никаких учебно -боевых задач нам не ставилось, просто подбиралась хорошая погода, как правило с середины февраля по середину марта, когда над всей Сибирью безоблачное небо ( стоит огромный сибирский антициклон, так наз. Сибирский максимум с центром в р-не Салехарда) и тогда мы попёрли. Надо сказать при такой погоде лететь на любое расстояние -одно удовольствие ( штурману), лётчик упирается по полной программе, ведь тогда у нас не было автопилотов и весь полёт. два с половиной часа "на руках", хорошо если самолёт толковый, но были и такие, которые практически нельзя было сбалансировать. Правда и радиотехнических средств было -кот наплакал, "Катета" не было даже на своём аэродроме не говоря уже о других, всё таки наша "тушка" немного опередила своё время и наземные средства ещё не были готовы нас обеспечивать в полной мере.Из Омска взлетели, левым курс 5 градусов, немного поговорили со своим КП, потом почти до пересечения Оби тишина в эфире, иногда что -нибудь вякнет Сургут или Колпашево, мы проходим между ними и видят и слышат они нас не очень. Слева внизу Самотлор, на льду буровые вышки, трубопроводы,эстакады- строили для теперешних олигархов нефте и газодобычу, по всей Оби горят факела, сжигают попутный газ( ночью прекрасный ориентир) и дальше белое безмолвие. Связи нет ни с кем, ориентиров тоже никаких- леса, болота, всё белым бело. Но вот "подплывает" Чёртово озеро, оно очень длинное и извилистое и вытянуто точно поперёк нашего пути. Нам нужно пройти его точно посередине, если нет доворачиваем несколько градусов и "курим" дальше, вот показалась река Таз, она хоть и очень извилиста, но течёт с юга на север почти по линии нашего пути и широкая, что твоя Волга, хотя большинство о ней и не слышали. Наконец в эфире появляется человеческий голос это нас запрашивает Игарка, перекинулись парой фраз, всё равно мы от неё далеко и толком она нас не видит и смотрим вперёд, вот справа появился Енисей, а впереди за ним видна тоненькая чёрная, прямая ниточка- полоса Алыкеля. Обычно лётчики стремятся сразу выйти на её ось, если курс посадки 10 градусов , а мы идём с курсом 5, то это очень просто, ну а дальше снижайся и садись.Потом в Норильске организовывались плановые полёты для тренировок расчётов пунктов наведения, а также расчётов ЗРВ. Вот тут она нас (погода) часто и подлавливала. Уходим к примеру в сторону Диксона, до него 600 и за него ещё 200 и наводят нас друг по другу, а домой пришли, а там жопа (на нашем жаргоне это ну очень плохая погода), а вот тут уже приходится попотеть всем. Местность безориентирная, землю определить практически невозможно, а в "запасе" только АРК и КС. Первая такая подлова была уже в 1969 году, на север ушла вся шестёрка, а через два часа была уже настоящая северная пурга. первые две пары пришли немного раньше и хоть тоже с трудом, но сели ещё при хоть какой-то видимости, А крайним её уже не хватило совсем. Первым заходит экипаж: подполковник Ростимберский- м-р Самохин, прогудел, полосы не видел, уходит на второй круг, быстро заходит ещё раз- то же самое (запасных нет и никогда там не было) керосина ещё на заход и переходим в десантники, что при такой погоде не лучше чем с самолётом навернуться. Тут подходит экипаж: подполковник Кузьмин- л-т Усовик, дальше со слов Кузьмина: Прошли дальний -полосу не вижу, ближний- не вижу,должна быть полоса-не вижу, вывожу обороты и вдруг слева фонарь- полоса -малый газ, левому стоп и даже не выкатился.С третьего захода сел и Ростимберский. А потом стоят в курилке курят,(Ростимберский никогда раньше не курил) и Ростимберский, как бы ни к кому не обращаясь,говорит:"только идиот может при такой погоде, уже над полосой отсечь один двигатель". А Кузьмин, тоже ни к кому не обращаясь, говорит:" идиот при такой погоде садится с третьего захода при остатке 300 литров". Ну "любили" они друг друга что там говорить.Всё,палец отбил, если интересно попозже продолжу. А ниже тот самый Ли-2 который одним из первых военных самолётов базировался на Алыкель, а потом встал на постамент. А перед ним:слева командир отаэ майор Кузьмин (не тот о котором я писал, тот уже генерал), подполковники Дрожжин и Енютин, майор Лозинский.