Аэропорт «Алыкель» был построен на месте военного аэродрома.
Ну это несколько не соответствует истине, вероятнее всего он сразу строился если не гражданским, то в крайнем случае совместного базирования, поскольку поначалу там базировалось транспортной отряд Норильской дивизии ПВО,который потом стал отдельной эскадрильей и для такой авиации ни кто бы аэродром не строил.Осваивать Норильск, как аэродром подскока начал омский полк, а за ним купинский и жана-семейский ещё на Су-9 и с посадкой на лёд озера, для этого на аэродроме Омского аэроклуба ДОСААФ в Марьяновке проходили тренировки с посадкой Су-девятого на грунт, а точнее укатанный снег(как и в Норильске). Перелёт осуществляли по маршруту Омск- Толмачёво- Канск- Подкаменная Тунгуска- Норильск. Когда открыли Алыкель летали и летом, до тех пор пока в Подкаменной после взлёта купинцев (Бугорский Э. В.) не завернулась железка ( там полполосы было покрыто железкой). Вернее она вся была железная, но для Су-9 это было только половина. Начинал разбег он с грунта, там же и заканчивал пробег. Ну, а первый перелёт по маршруту Омск -Норильск- Хатанга- Тикси-Якутск- Белая -Омск на Ту-128 омичи сотворили в 1968-м году.
В начале 69-го все кто до этого не летал, в том числе и ваш покорный слуга, были посажены в брюхо (иначе не скажешь) самолёта АН-8 (уже мало кто его помнит, ну это практически АН-12- фюзеляж почти такой же, только два двигателя, наверно из-за того, что лопасти винтов были см на 20 длиннее чем у АН-12 рёв они издавали могучий, и главное отличие- лёд с винтов убирался спиртом, а это очень хорошее отличие.) В начале сели в Подкаменной, потом в Норильске на Надежде ( был там ещё один грунтовый аэродром примерно посредине между Норильском и Алыкелем). Посадили нас в автобус и повезли сначала на Алыкель, а потом в Норильск (поселили нас прямо в штабе дивизии). А на второй день,как водится на севере,пурга и мы зависли на неопределённое время. Поскольку никаких пунктов питания при дивизии не было на пищевое довольствие нас поставили в ресторан " Таймыр"(а там их было всего два "Таймыр" и "Лама" и находились они на одной улице Ленина в одном квартале друг от друга, причём "Таймыр" дальше от штаба, но у начпрода наверно подвязки с ним были круче). Запомнился наш первый визит на завтрак в ресторан. Утром естественно там никого, кроме нас, ресторан,как говаривал наш Толя Соколов " с гвоздя", в Омске тогда таких не было, ну и мы в своих шваках ( Унты, нагольные куртка и штаны). Сели, подходит официант- мальчик -на удивление, в городе в основном тогда официантки были женского пола, подаёт такую, всю в бархате книгу- меню, типа ознакомьтесь. Ну мы же ребята бывалые, Вова Стирин говорит: " да что там смотреть-мне гуляш", официант: "вы извините, но у нас таких блюд не готовят"- стыдоба! Ну посмотрели мы то меню, а поскольку расчёт талонами, коих у всех было достаточно много, начали заказывать кто что хотел. Хотя почти все заказали фирменное блюдо- "Оленина по-северному"- прекрасное я вам хочу сказать блюдо, хотя потом живя в Амдерме и пытаясь что-то приготовить из оленины получалось такое дерьмо. В общем просидели мы почти неделю и три раза в день в "Таймыр" (особенно классно вечером, когда там очень не бедный народ гуляет и тут мы), короче единственно что в памяти не отложилось это аэродром- его пришлось осваивать уже через месяц на боевом самолёте, и опять "Таймыр"! В общем летали мы (конечно в разных составах) каждый год и только в конце семидесятых нас " выгнали из "Таймыра" и перевели в ресторан аэропорта, ну а потом транспортная эскадрилья построила свою столовую и в восмидесятых до ресторанов нас уже не допускали. А о чём это я? Об аэродроме? Ну ладно в другой раз.