Бугор ВПП всегда там был?
А горбатого, как известно только могила исправит, так что горб как был так и есть.Кроме того с основным курсом 190 градусов между ближним приводом и полосой, метрах в трёхстах от последней поперёк проходит каменная гряда высотой 2-3 метра,в неё-то и вмазал в 1978 году Ту-154 рейса Красноярск- Норильск, вскоре после этого случая и мы прилетели. Ходили смотреть и удивлялись как такой лайнер может развалится на мелкие кусочки ( куска фюзеляжа больше обычной двери вообще не было), за исключением хвоста с двигателями-эта деталь всегда отламывается и находится в более менее целом состоянии. Приходилось видеть несколько 154-х после неудачной посадки, обычно это три больших куска, хвост и фюзеляж почти пополам, но всё-таки поближе к кабине. Такие обломки валялись в Оренбурге, такие же в Омске в 1984-м году, там правда кусок с кабиной был поменьше и лётчики практически не пострадали, а все пассажиры просто сгорели, в Норильске же лайнер просто рассыпался как от взрыва, естественно высыпались и пассажиры, причём большинство без нижней части одежды и мужчины и женщины (были естественно пристёгнуты и ремнями их раздело) Очень многие были живы, но полуголые при погоде -25 и ветер 17 м/сек, первыми прибежали солдаты и начали вытаскивать пассажиров в здание аэропорта, потом остановили электричку, высадили пассажиров и повезли раненных в город. Живыми доехали не многие. Курьёзный случай: одним из пассажиров этого рейса был старший инженер транспортной эскадрильи, так вот он, поскольку жил прямо в Алыкеле и чтобы не ждать пока остальные соберуться, встал в проходе, надел и застегнул шинель, потянулся за шапкой и.... очнулся в сугробе с шапкой в руке, надел шапку и пошёл домой. Потом его обследовали-перелом ключицы и лёгкое сотрясение мозга и ВСЁ. Вот тебе и "Пристегните ремни". А за полосой плавно начинается овраг, как я в нём оказался я уже писал.
Так вот по мере освоения аэродрома мы стали летать туда чаще, а когда была построена стоянка которую видно на предыдущем снимке и большим составом- до двенадцати экипажей. В том числи и без всякой подготовки - по тревоге. Бывали случаи когда уже в воздухе лётчики получали команду садится в Норильске. Однажды нас подняли по тревоге и сразу в воздух, взлетели, КП потащило куда-то на север, кого-то перехватили, потом ПН Сургут передаёт: "вам посадка на монументе" , а у лётчиков все аэродромы имеют свой позывной, который все знают, а такого нет, начали между собой совещаться и кто-то вспомнил что это телефонный позывной Норильска, который большинство просто не знало за ненадобностью. К середине семидесятых для нас полёт в Норильск был обычным явлением, к которому все экипажи были готовы постоянно.Также как 356 ап был готов перелететь в Хатангу, а беляки в Тикси или Якутск. Противник наш (теперешний "друг") мог прилететь к нам только с севера- кратчайшее расстояние, вот и ждали его полки в Килп-Явре, Рогачёво, Амдерме, дальше выдвигались мы, а напоследок Анадырь. Таким образом всё северное направление перекрывалось авиацией ПВО, в Алыкеле дополнительно было решение посадить свой полк, для него строили жильё (видно что от него осталось) , такая же картина и в Рогачёво и в Амдерме и в Анадыре, нет ни 64-го ни 350-го ни 356-го полков, да и вообще в ВВС сейчас нет полков, а ПВО вообще нет.Такая вот стратегия.