И по выпуску- один чувствует, что завтра придет в полк, и сядет и полетит, а другой после стажировки на правом кресле туда и придет. И ответственность у одного и другого - разная. и несколько разный привкус во рту. Хотя и каждый понимает, что как говорят, Кто на что учился.
Всё верно, Валерий Степанович.
Кто на что учился. Но это идеальный случай. И редко так кому везло. Именно ВЕЗЛО.
Если бы наши кадровики умели планировать заранее, если бы они не ломали через колено нас, выпустившихся из лётных училищ. Про себя я написал, как я попал совершенно в незнакомую мне среду, к которой в училище меня не готовили. Но с нашего выпуска, самолётчиков, подготовленных по профилю ФБА, сорок человек из 125 (по 10 на каждый флот) направили в морскую авиацию и распределили на технику, которую мы не изучали, но она стояла на вооружении МА, Это были самолеты Ту-16,Ту-22м2, Ту-95рц, Ту-142, Ил-38, Бе-12, Ан-26, Ан-12,
вертолёты Ми-14, Ми-8, Ка-27.
Если с самолётами ещё как то можно было смириться, то как летать на вертолётах?
Я уверен, никто из вас, самолётчиков, не скажет точно сейчас за счёт чего летает сей славный аппарат?
Какая у него аэродинамика? Какая аэродинамика его несущего винта? Какие на него действуют реактивные моменты? И как его вообще пилотировать лётчику, который никогда в нём не сидел?
Слава провидению, что сызранцы, выпускники вертолётного училища составлявшие костяк вертолётного полка,
не стали заморачиваться со сравнениями "духа" самолётчиков и вертолётчиков, а взяли и научили наших летать в полку на этих машинах. И все ребята пошли хорошо на вертолётах, стали заметны и авторитетны как настоящие вертолётчики. Пришло время и опыт - освоили корабельные вертолёты, взлёты и посадки на корабль.
А это уже вершина в вертолётном деле. И настоящий цирк для самолётчика - наблюдать как вертолёт садится на корабль на ходу.
Насчет летчик- не летчик- согласен полностью.
Я думаю так - если лётчик состоялся в училище, то он в дальнейшем способен освоить всё, что летает и слегка подпрыгивает. Что и доказали мои однокашники. С нашего курса мужики только на экранопланах не летали,
а так летали на всём, что было на вооружении в авиации той поры.
Вот потому и написал, что этим Тамбовским ребятам повезло. Они быстрее стали самостоятельными, даже и при затянувшемся переучивании.
Абсолютное везение.
Скажу почему.
Любой, выпустившийся из училища и попавший на одноместный ЛА, особенно тот, на котором летал в училище, получает сразу обалденный карт бланш. Он от кадровика училища получает в руки заведомо выигрышный билет.
Обалденный выигрышный лоторейный билет!
В январе 1985 года я попадаю в Липецкий центр переучивания ФБА переучиваться на разведчик Су-24мр.
Вместе с моряками на этот самолёт приехала переучиваться эскадрилья с самолета разведчика Як-28р,
эскадрилья с аэродрома Бжег ПНР.
В составе этой эскадрильи мой однокашник. Он командир звена, капитан, лётчик 1 класса.
Все должности вовремя, все звания вовремя, в срок, значок военного лётчика 1 класса на груди.
Обнимаеся при встрече, он удивленно смотрит на меня - у меня погоны старлея, значок 2 класса на груди.
Вижу - удивлён, но виду не подал, ни о чем не спрашивает.
Через неделю занятий в выходной сошлись в комнате за накрытым столом. По одной, по второй за встречу.
Тут его любопытство не выдержало
- раскажи, Виктор, а ты чего до сих пор старлей? Зае@#ниваешь?
- да бог с тобой. Всё время после училища отличник БиПП, лучший ПКК полка по итогам года.
- ну а почему ты до сих пор старлей? Ведь ты же в отличии от меня закончил училище с отличием?
и я начинаю моему другу рассказывать ту бодягу, про которую вчера рассказывал.
- Чтобы мне получить капитана, мне надо стать командиром корабля. А чтобы стать командиром корабля, мне надо отлетать Праваком миниму четыре года.
- а почему у тебя только второй класс?
- а потому, чтобы получить Первый класс, мне надо стать командиром корабля, сделать со своего рабочего места 12 посадок при минимуме, сделать туеву хучу боевых применений, тогда я получу 1 класс. А пока у меня только второй, это максимальное возможное, что я могу получить праваком.
- а меня на будущий год ставят замкомэскоой и еще через год я поступаю в академию - делае контрольный в моё самлюбие мой однокашник.
- а мне хрен на рыло - говорю я и опрокидываю стопарик.
- Чтобы меня направили в ВМА, мне нужно чтобы меня поставили для начала командиром корабля, получить первый класс, потом надо чтобы поставили командиром отряда, потом надо чтобы поставили замкомэской и мне при этом было не старше 29 лет.
- так ты не успеешь. Нам сейчас с тобою по 26 лет, тебе столько должностей не пройти до 29, и в испытатели тебе не попасть, как ты мечтал. Там тоже нужен первый класс и до 29 по возрасту.
- а я знаю, и об этом не парюсь. Пусть будет как будет.
- так ты же училище закончил с отличием у нас!
- ну и фули? На этом мне карта перестала идти. Я попал в МА.
К чему, мужики, я воспроизвёл по памяти этот наш разговор?
Что бы вам немного понятней стала специфика службы "МАТРОСОВ", как выразился Валерий Степанович.
Не всё было просто в этой жизни.
Кому то повезло, кому то не очень.
И у вас так же было. Кто то вытащил выигрышный билет, а кто то с пролётом оказался.
Так шта...не судите нас строго.
Только в истребительном полку ( я это и имел в виду) с первого дня лейтенант один в воздухе и принимает решение, а в большом экипаже - пять лет наблюдает и делает выводы, как командир принимает решение. И по выпуску- один чувствует, что завтра придет в полк, и сядет и полетит, а другой после стажировки на правом кресле туда и придет. И ответственность у одного и другого - разная. и несколько разный привкус во рту.
Это не заслуга истребителя.
Просто у него работа такая. У него и аппарат попроще, и ответственности поменьше всё же как у командира экипажа.
Я повторяюсь - специфика разная, и цена ошибки при неправильно принятом решении иная.
Одно дело принимать решение имея радиосвязь с Руководителем полётов,
другое совсем - принимать решение посередине Атлантики на середине пути от Кольского полуострова на Кубу или Анголу.
Сидящий в кабине противолодочного Ту-142 лётчик не менее ответственен, не менее иницативен, не мене решителен, чем сидящий в кабине Су-15.
Мера ответственности у него немного другая. И поэтому у дальников в понятии некоторых истребителей всё шиворот навыворот. Шучу.
Два дня я вас утомляю своими рассказами только для того, чтобы вам немножко стала понятней наша специфика.
Закончивший Тамбов, Оренбург, Барнаул не хуже. и не лучше закончившего Армавир или Ставрополь.
Лейтенант - это заготовка, из которого можно сваять "Папе карле" кого угодно.
Надо - с него сделают корабельного вертолётчика противолодочника, надо научат взлетать и садиться на "струе" Як-38,
надо с него выйдет командир дальнего разведчика, за один вылет из Оленьей до Гаваны вскрывающий всю надводную обстановку в Атлантике.
Всё это делали мои однокашники по училищу.
Мне и самому очень повезло. Это я уже потом понял, когда обиды прошли.
Мне посчастливилось полетать на современном по тем временам комплексе Ту-22м2, узнать его очень хорошо,
пройти всю дорогу от правого кресла до левого. Но тут на Балтику впервые в истории МА пошли самолёты на который я учился по профилю в училище,
и на котором я уже и не мечтал летать. Пришлось мне в декабре 1984 года отказатся ехать в Николаев на курсы командиров кораблей,
для того, чтобы поехать в январе 1985 года в Липецк переучиваться на Су-24мр. И я снова на маневренные машины с тяжелых.
В этом тоже есть элемент везения. И тоже выигрышный билет в лоторею. Только запоздалый. На целых пять лет.
Ладно. Больше вас не утомляю.
Прошу прощения за длинные рассказы.
Короче их не расскажешь.
На фото мои ласточки.
В полёте и на земле.