Программы Ту-204СМ / Ту-214
Крупнейшей и самой сложной сделкой в истории отечественного гражданского самолетостроения может стать контракт на приобретение 44 самолетов Ту-204СМ авиакомпанией Red Wings. Непосредственным участником этой сделки выступает "Ильюшин финанс Ко.", подписавшая предварительное соглашение на поставку этих машин на условиях лизинга.
Как отметил А.Рубцов, "в нашей истории это будет самая большая, самая сложная сделка. Нам впервые придется взять на себя ответственность не только за поставку самолетов, но и за сопровождение их в эксплуатации с точки зрения поддержания летной годности. Потому что Red Wings выдвинула условие, чтобы мы гарантировали не только стоимость воздушного судна через лизинговые платежи, но и стоимость поддержания летной годности, поскольку эти две составляющих являются основой затрат для авиакомпании, связанных с эксплуатацией воздушного судна. ИФК в этом проекте будет обкатывать новую концепцию, когда мы как владелец не только будем оказывать финансовую поддержку авиакомпании, фактически кредитуя ее на покупку самолетов, но и организуем поддержание летной годности через механизм, который мы вводим".
Окончательно судьба контракта будет определена на намеченном на начало января 2011 года совещании у вице-премьера Сергея Иванова. Столь высокий статус обсуждения связан с тем, что помимо большого количества заинтересованных сторон и высокой стоимости сделки, в ее реализации существенная роль отводится государству, от которого стороны ждут поддержку. В свою очередь, правительство сможет поддержать контракт только в том случае, если все заинтересованные стороны придут к консенсусу по широкому кругу вопросов, связанных с взаимными гарантиями. На протяжении нескольких месяцев идут активные переговоры между разработчиком и производителем самолета, ключевыми поставщиками, лизинговой компанией, финансовыми институтами и представителями заказчика. Итогом этой работы должно стать подписание меморандума о намерениях, с которым стороны выйдут на итоговое совещание. В настоящее время проект этого документа находится на рассмотрении в ОАО "Туполев" и в ОАО "ОАК", отметил А.Рубцов. "Думаю, что до конца года мы его согласуем. Если не подпишем до 31 числа, то подпишем сразу после праздников, но, естественно, до совещания у Иванова", - сказал он.
В настоящее время завершается работа по подписанию меморандумов с поставщиками комплектующих изделий. В четверг, 23 декабря, подписаны документы с предприятиями "Авиаприборхолдинга", отвечающими за поставку авионики, также в этот день завершились переговоры с представителями "Пермского моторного завода" по ценообразованию и по стоимости поддержания летной годности, ожидается закрепление достигнутых договоренностей подписанием соответствующего пакета документов.
Целевая задача по снижению стоимости самолета предусматривает сокращение стоимости почти в полтора раза. "Задача, которую поставила перед собой промышленность, уместиться в 1 млрд 070 млн, - сказал А.Рубцов. - Сегодня это очень большая скидка от цены, которая реально составляет больше $45 млн при единичных поставках самолета. Когда мы поставляем две-три машины, у них цена колеблется между $45 и $50 млн, это реальная цена поставок". При этом руководитель ИФК подчеркнул, что Александр Лебедев, владелец Национальной резервной корпорации, просил скидку в два раза больше - его устроила бы итоговая цена самолета на уровне 730-750 млн рублей. На вопрос, устроит ли А.Лебедева новая цена, А.Рубцов ответил: "финансируем сделку в основном мы... Он дает 10% аванс, а 90% ищет ИФК". При этом директор лизинговой компании напомнил, что во всем мире предоставление существенных скидок при приобретении большой партии самолетов является нормальной практикой. "Когда вы покупаете такое количество самолетов, это стандартная мировая практика, то вы получаете существенные, до 25-30% скидки от каталожных цен. Поэтому здесь мы ничего не изобретаем. Но какая окончательная цифра будет - этого я вам сказать не могу. Процесс переговоров покажет, больше или меньше будет. Пока ориентир - что мы должны получить скидку от каталожных цен на 25-30%", - отметил он.
Помимо снижения стоимости одного самолета, предусматривается гарантирование остаточной стоимости лайнеров. "Вопрос гарантии остаточной стоимости на повестке дня стоит во всех сделках, которые совершаются. ОАК сейчас такую программу разработал по всем самолетам, которые выпускаются его предприятиями. Поэтому вопрос только масштабов гарантии остаточной стоимости, какую долю величины можно попросить", - сообщил А.Рубцов.
Касаясь сроков поставки самолетов, А.Рубцов напомнил, что по планам летные испытания должны начаться до конца текущего года, а у IV квартале 2011 года планируется получение сертификата типа. При этом проведен анализ производственной загрузки завода "Авиастар-СП", в результате которого сделан вывод, что реализация программы Ту-204СМ не будет конфликтовать с другими производственными программами предприятия до 2016 года, когда должно начаться серийное производство Ил-476. "На сегодняшний момент, в 2011-2014 годах крупных проблем с рабочей силой нет, скорее наоборот, есть вопрос ее загрузки, если говорить о программе Ту-204", - сказал он. Темпы передачи самолетов планируются на уровне 8-10 машин в год, завершение поставок - в 2016 году.
Касаясь других потенциальных заказчиков самолета, А.Рубцов отметил, что в России он будет представлять интерес для работы на чартерных направлениях. Кроме того, остается большой потенциал для продажи самолета на экспорт, как в страны СНГ, о чем ведутся переговоры, так и в страны дальнего зарубежья. "Конечно, остается вопрос с ограничениями по двигателю, потому что есть возражения Pratt & Whitney по поставке в закрытые страны, такие как Иран, Сирия, Куба, - констатировал А.Рубцов. - Но если мы модифицируем двигатели, и там не будет американских компонентов, то откроются рынки, которые проявляют большой интерес к этому самолету: Иран, Куба, Сирия. Есть интерес и со стороны Латинской Америки".
При этом, по мнению руководителя лизинговой компании, существенного увеличения портфеля заказов на Ту-204СМ ожидать не приходится из-за ограниченных возможностей их серийного выпуска. "Если существенно расширять производство, то возникает вопрос об инвестициях, потребность в кадрах. Эти 44 самолета практически выбирают на пять лет все, что можно сделать в Ульяновске, не отвлекая ресурсы с программ, которыми они занимаются параллельно. По три-четыре самолета в год (в дополнение к 8-10 самолетам для Red Wings - АвиаПорт) - это предел, то, что сегодня может делать Ульяновск без глубокой модернизации и без дополнительного обеспечения человеческими ресурсами", - полагает он.
Оценивая новый лайнер, А.Рубцов отметил, что "машина должна получиться очень удачной". По его словам, коммерческая нагрузка будет увеличена до 23 тонн против 21 тонны у Ту-204-100, масса пустого снаряженного веса сократится на тонну. Это даст дополнительные возможности в плане увеличения числа перевозимых пассажиров (216 человек) и роста массы перевозимого багажа, а также увеличения дальности полета. "Машина, если получится так, как ее задумали, действительно будет очень успешной... Если удастся вписаться в цифры, которые мы ожидаем от промышленности, то и для чартерных авиакомпаний, и для туроператоров эта машина будет очень выгодной", - полагает он.
Касаясь судьбы Ту-214, производимого Казанским авиационным производственным объединением им. Горбунова, А.Рубцов отметил, что ИФК вела переговоры о приобретении на заводе еще двух машин с целью поставки их авиакомпании "Трансаэро". "Но они (КАПО - АвиаПорт) выставили нам такую цену, которая нас не устроила", - сказал он.