ТВВД НК-93 выходит на лётные испытания.

Mu3aHTPOn

Mu3aHTPOn

URWW/VOG, RWY 11.
Под конец года началась активная фаза испытаний российского супердвигателя. Самолет-лабораторию Ил-76ЛЛ намертво закрепили на стоянке и вывели НК‑93 на максимальный, взлетный, режим. Такой бури в ЛИИ им. М.М. Громова не видели давно - как снаряды, летели оторванные от стен кирпичи, за территорией аэродрома повалило несколько деревьев. Пострадал автомобиль проезжавшего мимо по дороге общего пользования председателя Клуба Героев города Жуковского заслуженного штурмана-испытателя и Героя России Геннадия Ирейкина - получил обломком камня по крылу. «Гонки» на земле показали фантастические результаты - при расчетной максимальной тяге 18 тонн двигатель выдал на тонну больше - 19!

Ужас какой, циклон, торнадо....
ТРДД General Electric GE90-115B дует 52165 кгс.
Патриотизм мне не чужд, но уж больно много его в статье... Как будто в космос полетели впервые. Газогенератор у 93го давно отработанная конструкция, осталось обвязку сделать - капот и винт.
Кстати вопрос - а тяговые испытания на земле нельзя было сделать? илюшу жалко - поведет же на земле закрепленного.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Navigator

Navigator

Старожил
Ужас какой, циклон, торнадо....
ТРДД General Electric GE90-115B дует 52165 кгс.
К чему это написано?!
НК-93 принципиально новой схемы двигатель. Подобного двигателя ни у кого пока нет. Так, что ваш фетиш GE90 сюда не в тему.
 
Mu3aHTPOn

Mu3aHTPOn

URWW/VOG, RWY 11.
Не мой фетиш, взял первый попавшийся с 777-300. Если бы его включили в Жуковском, какой бы был эффект? Сдуло все с дальних стоянок? Как-то не сопоставимо с 19 тоннами тяги описанные разрушения.
 
m

m

Член
а забавная эта газетка, однако :) я думал, такие перестали существовать где-то в конце 90-х
 
Navigator

Navigator

Старожил
URWW/VOG, RWY 11.

Аватар для Mu3aHTPOn

Регистрация: 20.06.2007
Сообщений: 939
Отправить сообщение для Mu3aHTPOn с помощью ICQ
Цитата выделенного

Не мой фетиш, взял первый попавшийся с 777-300. Если бы его включили в Жуковском, какой бы был эффект? Сдуло все с дальних стоянок? Как-то не сопоставимо с 19 тоннами тяги описанные разрушения.
А если РД-170 взять? тогда GE90-115B, что дует 52165 кгс. вообще авиамодельным моторчиком выглядит.

а забавная эта газетка, однако :) я думал, такие перестали существовать где-то в конце 90-х
кого, что волнует.
 
YB

YB

Старожил
Баян. Ну 19 т вместо 18, дальше что? Летать надо. А кирпич (цигель) не при чем. Просто за НК-93 радостно, лучше поздно, чем никогда.
 
Последнее редактирование:
timsz

timsz

Старожил
Но вообще, если действительно кирпичи летали, то информация интересная. Все-таки ЛИИ не первый двигатель запускали, чтобы не знать о последствиях. Поэтому - или какая-то странно объяснимая халатность, или действительно двигатель интересный.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Видимо, без газоотбойника гоняли. Или подвешенный под крылом движок, дул поверх отбойника. Всего делов.
 
Navigator

Navigator

Старожил
Чего раздули то? Ну полетел камешек, писаки в кирпич его превратили. Главное, то что двигатель наконец в воздухе!!! Теперь бы продлить испытания на следующий год безболезненно, так как в этом не успеют. А потом на Ил-196.
 
Stavbar

Stavbar

Местный
"... Пора бы первым лицам и власть применить..."

Хм... Они этой властью Суперджет и проталкивают.
 
Реклама
Ranger_avv

Ranger_avv

Молодой гироскопист
Интересно где они его гоняли?
Ильющинцы гоняют движки в самом конце малой полосы, там не то что кирпича нет, там даже камешков крупных мало...
 
Gosha

Gosha

Aeronautical Ph.D.
Я с год назад читал газету, в которой говорилось про испытания НК-93, так вот там разработчики жаловались, что "денег нет даже на покраску Ил-76, на котором он будет установлен".
 
Ranger_avv

Ranger_avv

Молодой гироскопист
Gosha,
Странно, год назад я не увидел проблем с краской на том самолете... ))))
Он был покрашен даже куда лучше чем многие иные борты.
 
A.F.

A.F.

take-off.ru
Позвонили из Жуковского. НК-93 на этой неделе снимают с крыла ЛЛ, денег на испытания в этом году не выделено. Заказчиков на двигатель нет. Он не значится ни в одной программе ОАК. Не включен он и в модельный ряд создающейся ОДК. ПОхоже, это окончательный конец программы...
Вот порылся в инете, нашел свежую статейку по теме в "Аргументах недели" (http://www.argumenti.ru/publications/9418). В ней конечно чрезмерно "ура-патриотизма", но тем не менее...
И у Путина есть оппозиция
15(153) от 16 апреля 2009 [ Владимир Леонов ]
В редакцию окольными путями попал очень важный документ – поручение председателя Правительства РФ министерствам и ведомствам по результатам встречи Владимира Путина с профсоюзными деятелями 25 марта с.г. На первой странице рукой Путина начертано «Срочно!». А в пункте №8 этого документа оказалась затронута очень болезненная для нашей страны тема: Минпромторгу России (В.Б. Христенко) совместно с Минфином, Минэкономразвития и участием ОАО «ОПК «Оборонпром» предоставить согласованные предложения о выделении необходимых средств для завершения испытаний двигателя НК-93 в 2009 году. – Свершилось! – воскликнул главный редактор. – Выходит, не зря мы третий год бьемся за НК-93! Услышали! Была куча командировок в Самару, бесконечные поездки в ЛИИ им. М.М. Громова, в подмосковный Жуковский и целый сериал статей о самой перспективной разработке отечественного авиапрома. Тут же бросился узнавать, как обстоят дела с чудо-двигателем. Оказалось, гладко только на бумаге.

Враг внешний и внутренний
С внешним врагом все понятно. Никому в мире НК-93 не нужен. Это же могучий конкурент, способный кардинально перекроить рынок, в первую очередь за счет феноменальной экономичности и малошумности. Наземные испытания, авиаторы их еще называют «гонки», и первые полеты подтверждают заявленные показатели. А по максимальной тяге кузнецовский двигатель значительно превысил расчетные характеристики, чем немало удивил бригаду испытателей и инженеров. В планах западных производителей двигатели аналогичной схемы есть, но Россия с НК-93 пока всех опережает на годы. Впрочем, немецкие и американские авиастроители с оглядкой на нас уже проводят испытания двигателей, внешне подозрительно похожих на НК.
Враг внутренний куда более изощренный и малозаметный. Так, «Оборонпром» назначил «смотрящим» самарского куста двигателестроительных предприятий Николая Никитина, варяга с пермскими корнями. А «Пермские моторы» во все времена были и остаются злейшими «друзьями» кузнецовских двигателей. Была бы воля Никитина, он давно бы сплавил двигатель в металлолом, а конструкторскую документацию на него в Пермь. Глядишь, спустя пять-десять лет появился бы близнец НК-93 под маркой «ПС»!
Нынешний генеральный конструктор СНТК им. Н.Д. Кузнецова Дмитрий Федорченко тоже не фанат НК‑93. Если бы двигатель назывался не НК (Николай Кузнецов), а ДФ (Дмитрий Федорченко), тогда другое дело. А так генеральный больше внимания уделяет своему собственному детищу, газотурбовозу для ОАО «РЖД».
Многие главные и не очень конструкторы, менеджеры попросту боятся НК-93 - зачем связываться с опытной разработкой, на которой в случае неудачи можно свернуть шею?
К тому же узок круг специалистов, знающих, с какой стороны подойти к чудо-машине. Пара-тройка мотористов, столько же слесарей. Конструкторов и инженеров тоже легко сосчитать на пальцах одной руки. Все они в возрасте, сейчас как назло лечат по больницам старые болячки. У кого-то отказали ноги, ведущий конструктор НК-93 Анатолий Лоцман на ближайшие месяцы в буквальном смысле ослеп - ему сделана операция на глазах. Врачи говорят, что в 72 года нельзя было столько времени проводить на морозном ветру аэродрома, стоя на стремянке под крылом самолета. Но без его работы не было бы декабрьского полета.
Без этих героических, в прямом смысле, стариков выполнить программу летных испытаний НК-93 будет практически невозможно. А у них, кто поздоровее и покрепче, мысли о другом: «Весна, пора на огород!» Даже те, кто прежде о картошке и огуречной рассаде не задумывался. Потому что сегодня руководство СНТК грозится выдать деньги аж за декабрь... При такой системе оплаты труда, без подножного корма оставаться попросту недальновидно. Руководитель летных испытаний НК-93 от СНТК Владимир Пташинский вообще написал заявление «по собственному желанию» в связи с тем, что в условиях начальственного безразличия и полного безденежья изображать бурную деятельность аморально.

Снять нельзя оставить
В Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова, двигатель испытывается на его базе, вообще зреет антипремьерский бунт - начальник Евгений Горбунов дал команду снять НК‑93 с крыла летающей лаборатории Ил-76. И отбыл поправлять здоровье на израильский курорт. Это уже после поручения Владимира Путина! С понедельника демонтаж НК-93 начался...
Любой авиастроитель скажет - демонтировать опытный двигатель без ущерба последнему невозможно. Всегда что-нибудь да «отвалится» или потеряется, обязательно будет повреждено. Но у Горбунова свои резоны. Да, самолет был выделен ВВС именно под НК-93. За счет СНТК его восстановили, отремонтировали до соответствия нормам летной годности. И в ЛИИ ждут не дождутся, когда самолет освободят для других авиамоторов, в том числе и зарубежных разработок.
Летающая лаборатория Ил-76ЛЛ - самолет уникальный, специально сконструированный для летных экспериментов. Он битком набит измерительной аппаратурой, оснащен особо жестким крылом. Надо только избавиться от проблемного НК-93! Желание заработать перевешивает патриотический порыв - те же индийцы, например, готовы платить сполна и в срок. А знаменитый институт в долгах как в шелках.
И правда, двигатель находится, в прямом смысле, в подвешенном состоянии, уже третий год! И за это время сделано всего три полета: один в мае 2007-го и два в конце 2008 г. - нет денег! Если такими темпами проводить летные испытания, то на программу из 25 полетов потребуется 16 с лишним лет!
И в это же время закачиваются миллиарды в ОАК и ОДК (авиа- и двигателестроительные корпорации). Ударными темпами там же, в ЛИИ, испытывают «француза» - двигатель к Суперджет 100. И никаких проблем с финансированием! Понятно, что руководство ЛИИ поглядывает на застывшую на земле летающую лабораторию, как волки на овец.

Изысканные беспредельщики
Удивительная ситуация - за право наладить серийный выпуск НК-93 бьются даже казанские моторостроители. Оснастка на КМПО есть, опыта внедрения кузнецовских разработок не занимать: сердце газоперекачивающего агрегата НК-36, который производится здесь, является наземной версией 93-й машины. Готовы вкладываться, участвовать в доработках. Президент Татарстана Шаймиев бомбит письмами Кремль: «НК-93 нужен стране!»
Но без полноценных летных испытаний авиадвигатель ничего не стоит. Как чиновничий беспредел можно расценить прошлогоднюю ситуацию: средства на испытания НК-93, заложенные в госпрограмму развития авиации, предприятию выделили аккурат в предновогоднюю неделю. И как прикажете за несколько дней «освоить» миллионы рублей?! Даже если развить кипучую деятельность, чтобы выполнить программу полетов, нужны месяцы. Полет, разбор, анализ, внесение технических изменений, подготовка к следующему. В авиации некомпетентность, спешка и очковтирательство смертельно опасны.
Ситуация и на самом СНТК им. Н.Д. Кузнецова патовая. «Оборонпром» и назначенные им управленцы потихоньку сплавляют проблемное предприятие, сокращают персонал, переводят остатки производства и науку на другие площадки. Никитина в Самаре иначе как «могильщиком СНТК» не называют. Куда проще, безопасней и выгодней заниматься газоперекачивающими станциями для «Газпрома». Правда, существует закавыка с ремонтами и продлением ресурсов двигателей для стратегической авиации. Их единоличный разработчик тоже СНТК, но ответственные за эту сторону деятельности тянут время и уповают на то, что бумага все стерпит. А ракетоносцы подождут.
Наиболее точно чиновные «пляски» вокруг НК-93 охарактеризовал знаменитый летчик-космонавт Владимир Джанибеков:
- Это целая серия преступлений против интересов государства, исполненных в изысканной манере. Я не верю, что это обычная человеческая и чиновная глупость.
До чего дошла демократия - президент, председатель правительства раз за разом требуют завершения испытаний единственного чистокровно российского авиадвигателя большой мощности. НК-93, несмотря на солидный возраст, гость из будущего. Владимир Путин понимает - позиции сдавать нельзя. Все то, что в стране есть передовое, перспективное, надо сохранять, а не гробить. Но бюрократический аппарат ответственных за двигателестроение министерств и ведомств с ослиным упрямством игнорирует прямые указания премьера. В старые времена за такую «оппозицию» целая группа чиновников прямо из-за столов была бы отправлена на перевоспитание - строить народное хозяйство с кайлом или совковой лопатой в руках под бдительным присмотром гренадеров из НКВД. И это в лучшем случае! В худшем - сами знаете...

От кого зависит
Неукоснительное исполнение поручений премьера РФ:
Владимир Вехов - главный конструктор «НК-93» с 2008 г.
Евгений Горбунов - начальник ЛИИ им.М.М. Громова
Денис Мантуров - зам. министра промышленности и торговли
Николай Никитин - исполнительный директор ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», 1-й зам. гендиректора ОАО «Моторостроитель» и зам. гендиректора ОАО «СКБМ»
Андрей Реус - глава компании ОАО «ОПК «Оборонпром»
Виктор Христенко - министр промышленности и торговли РФ

P.S. За час до подписания номера в печать стало известно - двигатель НК-93 в спешке демонтирован с самолета. Чтобы опять привести его в работоспособное состояние, потребуются немалые средства. И если срочно не принять меры, то через пару месяцев разработка, в которую вложены государственные миллиарды, будет стоить как дорогой металлолом - 10 тыс. руб. за тонну. Получается, поручение Владимира Путина для ответственных лиц - не указ.
 
S

Seagull_JL

Тролль - прогрессор
А по максимальной тяге кузнецовский двигатель значительно превысил расчетные характеристики, чем немало удивил бригаду испытателей и инженеров.
Написав такую фразу, журналист обвинил коллектив авторов в плохом проектировании :)
 
YB

YB

Старожил
Ссылочка на дискуссию с конкурирующего форума..
http://www.forumavia.ru/forum/9/1/765210071883168752651229635491_8.shtml
Там зреют решительные планы.

Нужели эти бойцы христенки-горбуновы действительно не понимают что делают? Ну хоть какое-то рациональное объяснение должно быть!
 
Последнее редактирование:
m

m

Член
Ссылочка на дискуссию с конкурирующего форума
ой, да какие там конкуренты. так, сборище истеричных идиотов, мало связанных с ГА
Нужели эти бойцы христенки-горбуновы действительно не понимают что делают?
все они понимают. что надо, то и делают.

мне больше интересно, откуда пошел слух, что опытный образец прямо таки "уничтожен"
 
Реклама
YB

YB

Старожил
Согласен с характеристикой их контингента, полезную информацию там можно выловить только по крупицам. Очень мало вменяемых людей.

Но если понимают христенки, то мне понять это трудно, вероятно из-за неинформированности. Вы не могли бы поподробнее? Буду признателен.