ТВВД НК-93 выходит на лётные испытания.

Под конец года началась активная фаза испытаний российского супердвигателя. Самолет-лабораторию Ил-76ЛЛ намертво закрепили на стоянке и вывели НК‑93 на максимальный, взлетный, режим. Такой бури в ЛИИ им. М.М. Громова не видели давно - как снаряды, летели оторванные от стен кирпичи, за территорией аэродрома повалило несколько деревьев. Пострадал автомобиль проезжавшего мимо по дороге общего пользования председателя Клуба Героев города Жуковского заслуженного штурмана-испытателя и Героя России Геннадия Ирейкина - получил обломком камня по крылу. «Гонки» на земле показали фантастические результаты - при расчетной максимальной тяге 18 тонн двигатель выдал на тонну больше - 19!

Ужас какой, циклон, торнадо....
ТРДД General Electric GE90-115B дует 52165 кгс.
Патриотизм мне не чужд, но уж больно много его в статье... Как будто в космос полетели впервые. Газогенератор у 93го давно отработанная конструкция, осталось обвязку сделать - капот и винт.
Кстати вопрос - а тяговые испытания на земле нельзя было сделать? илюшу жалко - поведет же на земле закрепленного.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Ужас какой, циклон, торнадо....
ТРДД General Electric GE90-115B дует 52165 кгс.

К чему это написано?!
НК-93 принципиально новой схемы двигатель. Подобного двигателя ни у кого пока нет. Так, что ваш фетиш GE90 сюда не в тему.
 
Не мой фетиш, взял первый попавшийся с 777-300. Если бы его включили в Жуковском, какой бы был эффект? Сдуло все с дальних стоянок? Как-то не сопоставимо с 19 тоннами тяги описанные разрушения.
 
а забавная эта газетка, однако :) я думал, такие перестали существовать где-то в конце 90-х
 
URWW/VOG, RWY 11.

Аватар для Mu3aHTPOn

Регистрация: 20.06.2007
Сообщений: 939
Отправить сообщение для Mu3aHTPOn с помощью ICQ
Цитата выделенного

Не мой фетиш, взял первый попавшийся с 777-300. Если бы его включили в Жуковском, какой бы был эффект? Сдуло все с дальних стоянок? Как-то не сопоставимо с 19 тоннами тяги описанные разрушения.

А если РД-170 взять? тогда GE90-115B, что дует 52165 кгс. вообще авиамодельным моторчиком выглядит.

а забавная эта газетка, однако :) я думал, такие перестали существовать где-то в конце 90-х

кого, что волнует.
 
Баян. Ну 19 т вместо 18, дальше что? Летать надо. А кирпич (цигель) не при чем. Просто за НК-93 радостно, лучше поздно, чем никогда.
 
Последнее редактирование:
Но вообще, если действительно кирпичи летали, то информация интересная. Все-таки ЛИИ не первый двигатель запускали, чтобы не знать о последствиях. Поэтому - или какая-то странно объяснимая халатность, или действительно двигатель интересный.
 
Видимо, без газоотбойника гоняли. Или подвешенный под крылом движок, дул поверх отбойника. Всего делов.
 
Чего раздули то? Ну полетел камешек, писаки в кирпич его превратили. Главное, то что двигатель наконец в воздухе!!! Теперь бы продлить испытания на следующий год безболезненно, так как в этом не успеют. А потом на Ил-196.
 
"... Пора бы первым лицам и власть применить..."

Хм... Они этой властью Суперджет и проталкивают.
 
Реклама
Интересно где они его гоняли?
Ильющинцы гоняют движки в самом конце малой полосы, там не то что кирпича нет, там даже камешков крупных мало...
 
Я с год назад читал газету, в которой говорилось про испытания НК-93, так вот там разработчики жаловались, что "денег нет даже на покраску Ил-76, на котором он будет установлен".
 
Gosha,
Странно, год назад я не увидел проблем с краской на том самолете... ))))
Он был покрашен даже куда лучше чем многие иные борты.
 
Позвонили из Жуковского. НК-93 на этой неделе снимают с крыла ЛЛ, денег на испытания в этом году не выделено. Заказчиков на двигатель нет. Он не значится ни в одной программе ОАК. Не включен он и в модельный ряд создающейся ОДК. ПОхоже, это окончательный конец программы...
Вот порылся в инете, нашел свежую статейку по теме в "Аргументах недели" (http://www.argumenti.ru/publications/9418). В ней конечно чрезмерно "ура-патриотизма", но тем не менее...
И у Путина есть оппозиция
15(153) от 16 апреля 2009 [ Владимир Леонов ]
В редакцию окольными путями попал очень важный документ – поручение председателя Правительства РФ министерствам и ведомствам по результатам встречи Владимира Путина с профсоюзными деятелями 25 марта с.г. На первой странице рукой Путина начертано «Срочно!». А в пункте №8 этого документа оказалась затронута очень болезненная для нашей страны тема: Минпромторгу России (В.Б. Христенко) совместно с Минфином, Минэкономразвития и участием ОАО «ОПК «Оборонпром» предоставить согласованные предложения о выделении необходимых средств для завершения испытаний двигателя НК-93 в 2009 году. – Свершилось! – воскликнул главный редактор. – Выходит, не зря мы третий год бьемся за НК-93! Услышали! Была куча командировок в Самару, бесконечные поездки в ЛИИ им. М.М. Громова, в подмосковный Жуковский и целый сериал статей о самой перспективной разработке отечественного авиапрома. Тут же бросился узнавать, как обстоят дела с чудо-двигателем. Оказалось, гладко только на бумаге.

Враг внешний и внутренний
С внешним врагом все понятно. Никому в мире НК-93 не нужен. Это же могучий конкурент, способный кардинально перекроить рынок, в первую очередь за счет феноменальной экономичности и малошумности. Наземные испытания, авиаторы их еще называют «гонки», и первые полеты подтверждают заявленные показатели. А по максимальной тяге кузнецовский двигатель значительно превысил расчетные характеристики, чем немало удивил бригаду испытателей и инженеров. В планах западных производителей двигатели аналогичной схемы есть, но Россия с НК-93 пока всех опережает на годы. Впрочем, немецкие и американские авиастроители с оглядкой на нас уже проводят испытания двигателей, внешне подозрительно похожих на НК.
Враг внутренний куда более изощренный и малозаметный. Так, «Оборонпром» назначил «смотрящим» самарского куста двигателестроительных предприятий Николая Никитина, варяга с пермскими корнями. А «Пермские моторы» во все времена были и остаются злейшими «друзьями» кузнецовских двигателей. Была бы воля Никитина, он давно бы сплавил двигатель в металлолом, а конструкторскую документацию на него в Пермь. Глядишь, спустя пять-десять лет появился бы близнец НК-93 под маркой «ПС»!
Нынешний генеральный конструктор СНТК им. Н.Д. Кузнецова Дмитрий Федорченко тоже не фанат НК‑93. Если бы двигатель назывался не НК (Николай Кузнецов), а ДФ (Дмитрий Федорченко), тогда другое дело. А так генеральный больше внимания уделяет своему собственному детищу, газотурбовозу для ОАО «РЖД».
Многие главные и не очень конструкторы, менеджеры попросту боятся НК-93 - зачем связываться с опытной разработкой, на которой в случае неудачи можно свернуть шею?
К тому же узок круг специалистов, знающих, с какой стороны подойти к чудо-машине. Пара-тройка мотористов, столько же слесарей. Конструкторов и инженеров тоже легко сосчитать на пальцах одной руки. Все они в возрасте, сейчас как назло лечат по больницам старые болячки. У кого-то отказали ноги, ведущий конструктор НК-93 Анатолий Лоцман на ближайшие месяцы в буквальном смысле ослеп - ему сделана операция на глазах. Врачи говорят, что в 72 года нельзя было столько времени проводить на морозном ветру аэродрома, стоя на стремянке под крылом самолета. Но без его работы не было бы декабрьского полета.
Без этих героических, в прямом смысле, стариков выполнить программу летных испытаний НК-93 будет практически невозможно. А у них, кто поздоровее и покрепче, мысли о другом: «Весна, пора на огород!» Даже те, кто прежде о картошке и огуречной рассаде не задумывался. Потому что сегодня руководство СНТК грозится выдать деньги аж за декабрь... При такой системе оплаты труда, без подножного корма оставаться попросту недальновидно. Руководитель летных испытаний НК-93 от СНТК Владимир Пташинский вообще написал заявление «по собственному желанию» в связи с тем, что в условиях начальственного безразличия и полного безденежья изображать бурную деятельность аморально.

Снять нельзя оставить
В Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова, двигатель испытывается на его базе, вообще зреет антипремьерский бунт - начальник Евгений Горбунов дал команду снять НК‑93 с крыла летающей лаборатории Ил-76. И отбыл поправлять здоровье на израильский курорт. Это уже после поручения Владимира Путина! С понедельника демонтаж НК-93 начался...
Любой авиастроитель скажет - демонтировать опытный двигатель без ущерба последнему невозможно. Всегда что-нибудь да «отвалится» или потеряется, обязательно будет повреждено. Но у Горбунова свои резоны. Да, самолет был выделен ВВС именно под НК-93. За счет СНТК его восстановили, отремонтировали до соответствия нормам летной годности. И в ЛИИ ждут не дождутся, когда самолет освободят для других авиамоторов, в том числе и зарубежных разработок.
Летающая лаборатория Ил-76ЛЛ - самолет уникальный, специально сконструированный для летных экспериментов. Он битком набит измерительной аппаратурой, оснащен особо жестким крылом. Надо только избавиться от проблемного НК-93! Желание заработать перевешивает патриотический порыв - те же индийцы, например, готовы платить сполна и в срок. А знаменитый институт в долгах как в шелках.
И правда, двигатель находится, в прямом смысле, в подвешенном состоянии, уже третий год! И за это время сделано всего три полета: один в мае 2007-го и два в конце 2008 г. - нет денег! Если такими темпами проводить летные испытания, то на программу из 25 полетов потребуется 16 с лишним лет!
И в это же время закачиваются миллиарды в ОАК и ОДК (авиа- и двигателестроительные корпорации). Ударными темпами там же, в ЛИИ, испытывают «француза» - двигатель к Суперджет 100. И никаких проблем с финансированием! Понятно, что руководство ЛИИ поглядывает на застывшую на земле летающую лабораторию, как волки на овец.

Изысканные беспредельщики
Удивительная ситуация - за право наладить серийный выпуск НК-93 бьются даже казанские моторостроители. Оснастка на КМПО есть, опыта внедрения кузнецовских разработок не занимать: сердце газоперекачивающего агрегата НК-36, который производится здесь, является наземной версией 93-й машины. Готовы вкладываться, участвовать в доработках. Президент Татарстана Шаймиев бомбит письмами Кремль: «НК-93 нужен стране!»
Но без полноценных летных испытаний авиадвигатель ничего не стоит. Как чиновничий беспредел можно расценить прошлогоднюю ситуацию: средства на испытания НК-93, заложенные в госпрограмму развития авиации, предприятию выделили аккурат в предновогоднюю неделю. И как прикажете за несколько дней «освоить» миллионы рублей?! Даже если развить кипучую деятельность, чтобы выполнить программу полетов, нужны месяцы. Полет, разбор, анализ, внесение технических изменений, подготовка к следующему. В авиации некомпетентность, спешка и очковтирательство смертельно опасны.
Ситуация и на самом СНТК им. Н.Д. Кузнецова патовая. «Оборонпром» и назначенные им управленцы потихоньку сплавляют проблемное предприятие, сокращают персонал, переводят остатки производства и науку на другие площадки. Никитина в Самаре иначе как «могильщиком СНТК» не называют. Куда проще, безопасней и выгодней заниматься газоперекачивающими станциями для «Газпрома». Правда, существует закавыка с ремонтами и продлением ресурсов двигателей для стратегической авиации. Их единоличный разработчик тоже СНТК, но ответственные за эту сторону деятельности тянут время и уповают на то, что бумага все стерпит. А ракетоносцы подождут.
Наиболее точно чиновные «пляски» вокруг НК-93 охарактеризовал знаменитый летчик-космонавт Владимир Джанибеков:
- Это целая серия преступлений против интересов государства, исполненных в изысканной манере. Я не верю, что это обычная человеческая и чиновная глупость.
До чего дошла демократия - президент, председатель правительства раз за разом требуют завершения испытаний единственного чистокровно российского авиадвигателя большой мощности. НК-93, несмотря на солидный возраст, гость из будущего. Владимир Путин понимает - позиции сдавать нельзя. Все то, что в стране есть передовое, перспективное, надо сохранять, а не гробить. Но бюрократический аппарат ответственных за двигателестроение министерств и ведомств с ослиным упрямством игнорирует прямые указания премьера. В старые времена за такую «оппозицию» целая группа чиновников прямо из-за столов была бы отправлена на перевоспитание - строить народное хозяйство с кайлом или совковой лопатой в руках под бдительным присмотром гренадеров из НКВД. И это в лучшем случае! В худшем - сами знаете...

От кого зависит
Неукоснительное исполнение поручений премьера РФ:
Владимир Вехов - главный конструктор «НК-93» с 2008 г.
Евгений Горбунов - начальник ЛИИ им.М.М. Громова
Денис Мантуров - зам. министра промышленности и торговли
Николай Никитин - исполнительный директор ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», 1-й зам. гендиректора ОАО «Моторостроитель» и зам. гендиректора ОАО «СКБМ»
Андрей Реус - глава компании ОАО «ОПК «Оборонпром»
Виктор Христенко - министр промышленности и торговли РФ

P.S. За час до подписания номера в печать стало известно - двигатель НК-93 в спешке демонтирован с самолета. Чтобы опять привести его в работоспособное состояние, потребуются немалые средства. И если срочно не принять меры, то через пару месяцев разработка, в которую вложены государственные миллиарды, будет стоить как дорогой металлолом - 10 тыс. руб. за тонну. Получается, поручение Владимира Путина для ответственных лиц - не указ.
 
А по максимальной тяге кузнецовский двигатель значительно превысил расчетные характеристики, чем немало удивил бригаду испытателей и инженеров.
Написав такую фразу, журналист обвинил коллектив авторов в плохом проектировании :)
 
Ссылочка на дискуссию с конкурирующего форума..
http://www.forumavia.ru/forum/9/1/765210071883168752651229635491_8.shtml
Там зреют решительные планы.

Нужели эти бойцы христенки-горбуновы действительно не понимают что делают? Ну хоть какое-то рациональное объяснение должно быть!
 
Последнее редактирование:
Ссылочка на дискуссию с конкурирующего форума
ой, да какие там конкуренты. так, сборище истеричных идиотов, мало связанных с ГА
Нужели эти бойцы христенки-горбуновы действительно не понимают что делают?
все они понимают. что надо, то и делают.

мне больше интересно, откуда пошел слух, что опытный образец прямо таки "уничтожен"
 
Реклама
Согласен с характеристикой их контингента, полезную информацию там можно выловить только по крупицам. Очень мало вменяемых людей.

Но если понимают христенки, то мне понять это трудно, вероятно из-за неинформированности. Вы не могли бы поподробнее? Буду признателен.
 
Назад