"вот, если бы это был не наш разваленный авиапром, а советский, то тогда мы бы смогли финистрон освоить серийно", примерно, так мне объясняли камовские конструкторы тогда еще существовавшего ОКБ КАМОВ,которое начало работы над Ка-60 в 1983 году.
Тут надо бы уточнить, что с 1984 года, когда начались работы по В-60, это была еще совсем другая, гораздо более легкая машина - по назначению этакий аналог американской Кайовы, но, выполненная по стандартной для камовцев соосной схеме и с одним омским ТВ-О-100. Потом аппетиты военных стали расти - и по нагрузке, и по скорости. Сначала пытались решить вопрос установкой на сильно потяжелевшей машине двух ТВ-О-100, позднее более мощных ТВ-О-100М (созданы так и не были), а для увеличения скорости кроме соосной схемы стали смотреть на одновинтовую в вариантах с выдувом воздуха для компенсации реактивного момента (NOTAR) и с рулевым винтом в кольцевом канале (название "фенестрон" было запатентовано французами и использоваться не могло). Сначала предпочтение отдавалось первому варианту (NOTAR) и для практической отработки конструкции такой системы даже построили в 1986 году ЛЛ на базе Ка-26 без оперения, но с длинной хвостовой балкой, из которой выдувался воздух. В таком виде, с выдувом воздуха и без всякого рулевого винта, в 1987 году построили и полноразмерный макет В-60Р с фюзеляжем уже почти как у будущих Ка-60 и Ка-62. Но испытания ЛЛ Ка-26 и расчеты показали, что NOTAR для вертолета нужной размерности (около 6 тонн) недостаточно эффективна, поэтому примерно к 1989 году пришли к схеме с рулевым винтом в кольцевом канале - в 1989 году соответствующим образом был переделан построенный ранее полноразмерный макет В-60Р. Примерно тогда же, когда поняли, что с омскими движками ничего не получается, решили ставить новые рыбинские РД-600В.
Но потом случился конец Союза. Сергей Виктрч понимал, что шансов получить что-то от военных остается немного, и стал продвигать гражданский вариант - Ка-62 (его полноразмерный макет построили и впервые показали еще в 1991 году). А когда в начале 90-х началась дружба с Западом, вместе с итальянцами начали работать по модификации Ка-62 с зарубежными двигателями (RTM332) и обычным рулевым винтом (насколько понимаю, как раз из-за "запатентованности" фенестрона французами), названной Ка-64. Но с итальянцами в итоге "не срослось". Считается при этом, что опыт сотрудничества с камовцами был использован ими при разработке их AW139, ставшего позднее признанным "бестселлером" во всем мире.
... А фенестрон, вернее "рулевой винт в кольце" - что в нем такого технически сложного, что не под силу нам реализовать? Известная авария Ка-60, насколько помню, произошла из-за
производственного дефекта в изготовлении этого узла (вроде бы тогда редуктор винта сорвало с его креплений и винт заклинило). А звук от рулевого винта Ка-60 и Ка-62 - да, специфический. Но привыкнуть можно))
Ниже - моделька первого варианта В-60, примерно 1984 год