Запущенный год назад между Москвой и Петербургом высокоскоростной поезд "Сапсан" перевез более 1,5 млн пассажиров. При этом объем перевозок на традиционных ночных поездах существенно снизился. Но если в январе ОАО РЖД теряло пассажиров в пользу авиакомпаний, то осенью ситуация изменилась. Пассажиропоток железных дорог на линии начал расти, а рост авиаперевозок резко замедлился. Одной из причин стало повышение тарифов авиакомпаний, наращивающих доходность после кризисного спада.
Сегодня исполняется ровно год с начала курсирования между Москвой и Петербургом высокоскоростных немецких поездов "Сапсан". Сейчас они выполняют шесть рейсов в день в каждую сторону, преодолевая расстояние между городами самое быстрое за 3 часа 45 минут (дневной поезд идет 4 часа 15 минут). По данным ОАО РЖД, в целом в январе—ноябре "Сапсан" на этой линии (с лета он ходит также из Москвы в Нижний Новгород) перевез 1,49 млн человек. Месячный объем перевозок "Сапсана" уже cопоставим с общим пассажиропотоком всех авиакомпаний между Москвой и Петербургом, который в июле составил около 230 тыс. человек (на "Сапсане" — 172 тыс.), а в ноябре — около 186 тыс. человек (150 тыс.). Причем если в начале года было очевидно, что ОАО РЖД теряет пассажиров на линии в пользу авиакомпаний, то с сентября все происходит ровно наоборот.
Действительно, для запуска "Сапсана" ОАО РЖД пришлось отменить ряд традиционных поездов — объем перевозок на них между Москвой и Петербургом упал в среднем на 30%. В начале года "Сапсану" не удавалось компенсировать это падение и железнодорожные перевозки на линии снижались быстрее, чем в целом по сети железных дорог (они падают не первый год). В то же время перевозки авиакомпаний росли на 33-55%. К лету ситуация стабилизировалась, хотя и оставалась невыгодной для ОАО РЖД: авиаторы увеличивали перевозки в среднем на 25% в месяц, тогда как железные дороги теряли около 5% пассажиров.
Тенденция начала меняться в августе, а в сентябре ОАО РЖД впервые показало увеличение пассажиропотока между Москвой и Петербургом — на 2,8%, тогда как авиакомпании замедлили рост до 6%. К ноябрю ситуация усугубилась: перевозки железных дорог выросли на беспрецедентные 16,45%, тогда как авиаторы показали рост всего на 3,6%. При этом общий пассажиропоток российских авиакомпаний весь год растет в среднем на 30% в месяц, а общий пассажиропоток петербургского аэропорта Пулково — на 26%.
Московские рейсы обеспечивают четверть пассажиропотока Пулково. Их выполняют восемь авиакомпаний, основной объем (более 60%) приходится на "Аэрофлот" и ГТК "Россия". Значительные доли (более 10%) занимают также "Сибирь" и "Авианова", начавшая полеты в мае. Источник "Ъ" в "Аэрофлоте" утверждает, что за год количество его рейсов между Москвой и Петербургом выросло на 47%, уровень заполняемости кресел сохранился на уровне 71%, общий прирост пассажиров на этом направлении составил 45%. Всего, по данным собеседника "Ъ", за год "Аэрофлот" перевез на линии около 800 тыс. пассажиров. Но, добавляет он, у конкурентов ситуация с перевозками из Москвы в Петербург "менее радужная".
Директор по стратегическому развитию ОАО "Воздушные ворота Северной столицы" (управляет Пулково) Владислав Бородулин полагает, что замедление роста авиаперевозок связано в основном с повышением их доходности. "Авиакомпании предпочитают иметь прибыльный маршрут,— поясняет топ-менеджер.— Рост возобновился везде, и они повышают доход с каждого пассажиро-километра, а в условиях, когда парк невозможно нарастить очень быстро и дешево, как это было еще год назад, единственный способ — повышать цены".
Стоимость билетов на обычный поезд до Петербурга сейчас составляет от 1 тыс. руб. за плацкарт и от 2 тыс. руб. за нижнее место в купе (на верхнее действует скидка 50%), на "Сапсаны" — 3,2-6,4 тыс. руб. У ГТК "Россия" билет в одну сторону стоит 2-14 тыс. руб., у "Аэрофлота" — 2,1-20 тыс. руб., у "Сибири" — 2-16,5 тыс. руб., у UTair — 2,5-10 тыс. руб., у "Авиановы" — 1,3-3,4 тыс. руб. (все — с учетом сборов). Источник "Ъ", близкий к "Аэрофлоту", утверждает, что компания не конкурирует с "Сапсаном", потому что ее пассажир покупает в первую очередь дорогие билеты. Другой собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией на авиамаршруте Москва—Петербург, утверждает, что теряет пассажиров в первую очередь ГТК "Россия", де-факто управляемая "Аэрофлотом". В самой ГТК от комментариев отказались.
По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, запуск дополнительных "Сапсанов" позволил бы ОАО РЖД забрать у авиакомпаний еще часть пассажиропотока. Но, добавляет эксперт, это обязательно приведет к сложностям с пропуском обычных поездов. ОАО РЖД уже использует все имеющиеся у компании "Сапсаны". В монополии говорят, что поезда выполняют максимум возможных регулярных рейсов. В случае закупки дополнительных "Сапсанов" расширение расписания возможно, но то, как это повлияет на расписание обычных поездов — "вопрос специальных расчетов". Осенью руководство компании уже заявляло, что рассматривает вопрос об увеличении парка "Сапсанов".
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1559009