Вопрос чайника - ответ специалиста

Реклама
А как доказательную базу подвести? Ушли на второй, а собака убежала. Или на слово пилотам верят?
У моего отца в первом периоде авиационной "жизни" случай был: АН-28, аэропорт Уктус, недавно закончился дождь. Заход, все как обычно, где-то на глиссаде замечают множество белых пятнышек на полосе, подлетают поближе - чайки. Уход на второй. Новый заход - чайки на месте, проходят над полосой "на метре", новый заход - чайки на месте. Проходят "на метре" еще раз, мигают фарой и громко матерятся в открытые форточки. Результат тот же. Решили садиться. Сели. Результат - разбитая фара, "запоротый" двигатель, вмятины на крыле и фюзеляже море кровищи. Доказательств было - хоть жуй.
 
Решили садиться.
АХР, Ан-2. Приезжает комиссия. Проверили. Придраться не к чему.(не сильно копали...) Инспектор по БП обращается к инженеру ЛО(недавно перевели с тяжелой): "Ну ты же первый раз, напиши хоть какое нибудь замечание по мч!" Он берет журнал и добросовестно описывает, все что ему не понравилось в мч (последняя фраза): "... на передних кромках крыльев большое количество трупиков комариков...":lol:
 
"... на передних кромках крыльев большое количество трупиков комариков..."
Вспомнилось. Ан-24. Инспекторский осмотр. Проверяющий пишет: "много мух в салоне". Инженер отписывает: "количество мух в салоне приведено в соответствие с требованиями действующей НТД".
 
Вопрос про прерванный взлет возник после просмотра ролика в Мелких происшествиях, где было якобы 3 попытки взлета на одном и том же самолете. Мне в это не верится.
Тогда второй вопрос. По какой причине двигатели могут не выйти на режим?
 
Реклама
Вопрос про прерванный взлет возник после просмотра ролика в Мелких происшествиях, где было якобы 3 попытки взлета на одном и том же самолете. Мне в это не верится.
Тогда второй вопрос. По какой причине двигатели могут не выйти на режим?
1. Внутреннее разрушение двигателя
2. Разрушение проводки управления двигателем
3. Отказ топливо-регулирующей аппаратуры
4. Отказ электронной системы управления двигателем
 
Видимо у них было что-то другое. Разве можно такие серьезные отказы исправить в течение нескольких часов?
 
Видимо у них было что-то другое. Разве можно такие серьезные отказы исправить в течение нескольких часов?
Вот пример:
Один из рейсов из Алма-Аты в Астану оказался особенно примечателен.

Я сидел справа. Слева - свежепереученный Анваром в Иордании капитан, человек лет на десять меня старше, занимающий в компании одну из топовых должностей.

Бесстрашный немец-авиатехник, летавший все рейсы с самолетом и знавший свое крылатое дитя как свои пять пальцев, сообщил перед вылетом, что список неисправностей сегодня не шибко велик. В основном второстепенные отказы без заметного взаимовлияния. Главное, что двигатели работают, закрылки выпускаются, колеса крутятся. Лететь можно.

Ну, мы и полетели.

В наборе высоты я обратил внимание капитана на странно торчащие вразнобой рычаги управления двигателями. Попробовал выровнять их. Не удалось. Оказалось, правый рычаг заклинил в положении взлетного режима и наотрез отказывался работать нормально. Хорошо еще, что взлетали не на максимальном взлетном и со временем работы двигателя на этом режиме проблем не было.

Я сначала было воодушевился. Появился шанс показать вводимому капитану реальную процедуру, которая должна была привести к выключению двигателя перед снижением и к заходу на посадку на одном двигателе.

Теоретическую часть я провел красиво, с применением нужного документа, найденного в стопочке отксерокопированных листочков, заменявших собой нормальный сборник аварийных процедур.

Сразу выключать мотор я не собирался. До Астаны можно было лететь нормально. Ну а перед снижением началась бы настоящая борьба за живучесть корабля.

На всякий случай я пригласил в кабину авиатехника. Немец пришел, вкусно дожевывая бифштекс из меню бизнес-класса.

- Нихт арбайтен? - скривился он? - Ю вонт енжин капут?

- Most probably, - уточнил я свои намерения усугубить аварийную ситуацию.

- Moment! - сказал немец и полез в "подвал" - в отсек авионики. Там помимо стеллажей с бортовыми компьютерами проходили тяги и тросы управления самолетными рулями и двигателями.

Из подвала послышался резкий стук металла по металлу.

- Он нам там самолет не сломает? - опасливо поинтересовался капитан.

Внезапно правый рычаг задергался и из подвального люка показалась голова немца: - Is everithing OK? - спросила голова.

Я пошеведил рычаг. Он свободно шел на малый газ, а на увеличение режима упирался в какую-то преграду.

- Not everithing, - ответил я технику, - Unable to increase thrust.

- You still going to shut down the engine?

- Not really. As far as I able to set idle, there is no problem for approach.

Успокоенный немец пожелал приятного полета, мягкой посадки в Астане и ушел доедать обед.

***

Посадка произошла как и ожидалось скучно и штатно. На стоянке немец залез самолету в подбрюшье, что-то там стучал, потом вскрыл капоты двигателей и стучал там. Наконец, обрадованный подошел и сообщил, что достучался-таки до истины. Костяшками согнутых пальцев изображая шестеренки, он объяснил, что самолет старый, моторы еще старее. Какая-то пара шестеренок сносилась и зуб попал на зуб. Вот все и встало. Сейчас же, приложив интеллект и опыт, он проблему временно устранил, а из Алма-Аты отправит телекс, чтобы прислали запчасть.

- Лететь-то можно? - поинтересовались у технического авторитета летчики.

- А то! - то ли по-английски, то ли по-немецки ответил авторитет и сел расписывать бортжурнал.
 
310, у вас в этом рейсе был прерванный взлет?
Сколько у Вас их было всего в летной практике?
 
310, раз в вашей огромной летной жизни ни разу не. было, я из этого делаю заключение, что прерванный взлет- довольно редкое явление.
А у пилота того рейса сразу 2 подряд. Что-то тут не то. И как-то не верится, чтобы после одной попытки сразу последовала вторая.
Какое Ваше мнение? Может такое быть?
 
Реклама
310, раз в вашей огромной летной жизни ни разу не. было, я из этого делаю заключение, что прерванный взлет- довольно редкое явление.
А у пилота того рейса сразу 2 подряд. Что-то тут не то. И как-то не верится, чтобы после одной попытки сразу последовала вторая.
Какое Ваше мнение? Может такое быть?

Прерванный взлет - действительно редок. Спросите всех своих знакомых - вряд-ли кто-то сталкивался с ним.
Если подойти к вопросу научно - надо взять статистику этих случаев и посмотреть.
Думаю, получится в среднем пару раз в год. За это время выполняются тысячи рейсов в год.
Итого вероятность получается от 0,1% до стремящейся к нулю.

Насчет уходов на запасные. Летал я часто по северным аэродромам, а там и погода капризней и посадочные средства похуже. В среднем там уходили на запасной раз в год. Был у нас полет Шереметьево - Воркута, когда сели с третьей попытки, Ту-134, год примерно 1995. Но это не рекорд, отнюдь. Садились люди раньше и с шестого захода на Ил-14, а полярники и побольше заходов делали.

Про отказы двигателей тоже хочу сказать. У меня - ни разу. А мой друг, однокашник, за месяц имел два отказа двигателя. Ловил чаек в Симферополе и Пулково. Вот так бывает. В обоих случаях двигатель из-за высокой вибрации выключали и садились на одном. Что тут сказать? Это случайное распределение чисел по теории вероятностей.
 
Назад