Что это за цветовая диферинциация? Какие еще цвета есть?
И чем отличаются эти две жидкости?
Всего типов ПОЖ (противообледенительная жидкость) существует четыре. И все они разного цвета, чтобы не спутать. Вот коротенько о них:
Тип I — это «незагущенные» жидкости, которые соответствуют международному стандарту AMS 1424 «Aircraft Deicing/Anti-Icing Fluid, Newtonian, SAE Type I». По своим физическим свойствам они являются так называемыми «ньютоновскими» жидкостями, то есть их вязкость не изменяется при перемешивании. Говоря более строгим языком, вязкость жидкости не зависит от скорости относительного сдвига ее слоев (градиента скорости) и подчиняется Закону внутреннего трения Ньютона.
Остальные три вида Тип II, III, IV — это «загущенные» жидкости, которые соответствуют международному стандарту AMS 1428 «Aircraft Deicing/Anti-Icing Fluid, Non-Newtonian, SAE Types II, III and IV». Они являются так называемыми «неньютоновскими» жидкостями, то есть их вязкость уменьшается при увеличении скорости относительного сдвига слоев. Образно говоря, жидкость, изначально похожая на густой кисель, теряет свою вязкость при интенсивном перемешивании, а при прекращении перемешивания снова становится вязкой. После 5-, 6- кратного перемешивания вязкие свойства жидкости уже не возвращаются.
Жидкости Тип I имеют относительно малое время защитного действия и используются преимущественно для удаления снега и льда с поверхности самолетов перед взлетом (de-icing). В случаях, когда позволяют погодные условия и время, отведенное на выруливание, их могут применять также и для предотвращения образования нового льда (anti-icing).
Жидкости Тип II, III, IV имеют среднее и длительное время защитного действия, их применяют преимущественно для предотвращения образования льда в тяжелых погодных условиях и при продолжительном ожидании разрешения на взлет. Эти загущенные жидкости должны длительное время оставаться на поверхности самолета, пока он находится на земле, и сдуваться с нее во время взлета за счет потери вязкости. Жидкости Тип II, IV сдуваются с крыла при достижении относительно высоких скоростей, поэтому они предназначены для самолетов транспортной категории с высокими взлетными скоростями (takeoff rotation speed) не менее 185 км/час (100–110 узлов). Жидкости Тип III сдуваются с крыла при низких скоростях, поэтому они предназначены для самолетов переходной (коммьютерной, commuter-type) категории с низкими взлетными скоростями не менее 120 км /час (60 узлов).
Каждый аэропорт самостоятельно выбирает способ противообледенительной обработки самолетов в рамках действующих инструкций, исходя из своих возможностей, предпочтений, погодных условий. Так, одни аэропорты используют Тип I для удаления льда (de-icing) и Тип IV для предотвращения образования нового льда (anti-icing). Другие используют Тип II и для удаления, и для предотвращения образования льда. Третьи используют нагретую воду для удаления и Тип I для предотвращения образования льда. Единой общепринятой практики в этих вопросах не существует.
В состав современных жидкостей Тип I обычно входят гликоль в качестве базового незамерзающего компонента (не менее 80% масс), вода и присадки. Присадки включают в себя поверхностно-активные вещества (ПАВ) для обеспечения смачиваемости и ингибиторы коррозии для антикоррозионной защиты поверхности самолета. По сведениям Anti-icing Materials International Laboratory (AMIL), подавляющее большинство (63%) одобренных к применению жидкостей Тип I производится на базе пропиленгликоля (ПГ) — 31 наименование из 49, включенных в список. Среди остальных наименований из списка AMIL, 8 производятся на базе этиленгликоля (МЭГ); 1 на базе диэтиленгликоля (ДЭГ); 7 на негликолевой основе. Широкое применение пропиленгликоля связано с его низкой токсичностью и необходимостью выполнения жестких экологических требований в европейских странах. Более токсичный этиленгликоль, однако, имеет существенно лучшие характеристики по температуре замерзания.
Практически все современные жидкости Тип II, III, IV изготавливаются на базе пропиленгликоля. В их состав, кроме пропиленгликоля (не менее 50% масс), воды и присадок, входит значительное количество специальных загустителей. Использование пропиленгликоля в загущенных жидкостях связано не только с его экологической привлекательностью, но и с самой высокой вязкостью из всех перечисленных гликолей. По данным AMIL, все 11 одобренных Тип II изготавливаются на базе ПГ, единственная Тип III — на базе ПГ и 15 из 17 Тип IV- на базе ПГ (остальные 2 — на базе этиленгликоля).