Ни на АН-12, 24/26,... нет переставных стабов
paul799,
простое объяснение, без дебрей аэродинамики
, гражданские самолёты (не истребители).
1. проблема в том, что у этих самолётов (Ан-24, Ан-12 и т.д.)
крыло прямое (в большинстве своём у турбопропов), a у самолётов же летающих на больших высотах и бОльших скоростях-
крыло имеет стреловидную форму.
В связи с этим резко различается механизация и нагрузка на крыло разной стреловидности.
В частности, при выпуске механизации стреловидного крыла центр давления крыла смещается на 1/3 хорды примерно, создавая момент, который не просто парировать простым триммером на руле высоты, поэтому нужна перекладка гор. стабилизатора.
Современная механизация (предкрылки, выдвижные закрылки Фаулера и т.д.), тонкое крыло, нагрузки на крыло на разных этапах полёта и т.д. всё это приводит к значительному смещению центра давления и фокуса крыла на разных этапах полёта, что не всегда возможно сбалансировать парированием на отклонение триммера Р.В.
2. Второй немаловажный фактор, опять же стреловидное крыло и высокие скорости полёта (разговор о дозвуковых скоростях, гражданские самолёты), приводят к нелинейным нагрузкам (они вообще на высоких скоростях нелинейны от природы) на стабилизаторе, в угоду максимально возможной экономичности крейсерского полёта, что в конечном итоге требует его (гор. стабилизатора) перестановки на оптимальные углы.
Вроде всё.
Добавлю, для примера, у современных Эрбасов и Боингах положение стабилизатора имеет переменное значение, которое постоянно меняется во время полёта в зависимости от скорости, положения самолёта, конфигурации и тд.
P.S. если летать "тихэнько и низэнько", да ещё и с прямым крылом, то переставлять гор. стаб. не нужно, лишний вес, дополнительные системы и морока в обслуге (там разные таск карты и прочая мишура).
P.P.S. Если обобщить, то перекладной горизонтальный стабилизатор применяется не "от хорошей жизни", а как мера от возникших проблем со стреловидным крылом, механизацией, расширением диапазона скоростей и высот, экономический фактор.
анимация к постингу выше. Такие закрылки стоят на многих самолётах
.
Fowler flaps (закрылки Фаулера).