Не мог понять почему как правило машина валится вбок. Теперь понял что из-за прецессии. Вращающийся ротор как гироскоп.
А вращающийся фюзеляж в другую сторону как что? Можно называть это и прецессией, но в такой ситуации(как в примере) идет сильнейшая расбалансировка вращающихся безформенных железок и я не думаю, что одну из них можно назвать гироскопом. Когда все цело, то можно и так назвать. Но опять же, в этом случае возможен управляемый выход из вращения.
Когда я переучился на МИ-2 перед вводом в строй нас отправляли в другой отряд, давно эксплуатирующий этот тип, на тренажер, который местные "кулибины" собрали сами. Нас встретил инструктор, пилот-пенсионер, за плечами которого большой налет и опыт работы на этой машине. Так как изделие не соответствовало живому вертолету, то он с нами провел только многочасовую беседу по особенностям пилотирования и тем моментам, о которых в РЛЭ не упоминалось. Поделился примерами из личного опыта. Рассказал как облетывал вертолет после формы. Работы проводились на ХВ. После отрыва, на высоте 1-2м фюзеляж перешел в левое вращение, а правая педаль стала на упор(причина -
регулировка). Кладет перед нами РЛЭ и говорит:"Найдите вариант решения этой проблемы." Может сейчас уже есть, но тогда в 86м было только до отрыва - сбросить ОШ и прекратить взлет. А тут уже в воздухе, скорость вращения приличная и земля рядом. Стоит ее коснуться и кульбит обеспечен. Рассказал как в таком случае поступать. Мы послушали и видно где то в подкорке все таки отложилось. Я этому пилоту очень благодарен, потому, что где то через пол-года попал на "химии"в такую "карусель". При заходе на поле резко взял ОШ, что бы погасить вертикальную скорость, но из-за неопытности запоздал с правой педалью(
несоразмерная работа органами управления). Вертолет закрутило примерно на высоте 5-7 метров. Возможно из-за химикатов в баках и самих штанг с/х аппаратуры, нос вертолета описывал "синусоиду", т.е. перед глазами было то небо, то пашня. Не буду утверждать, что вспомнил наставления инструктора тренажера(может и вспомнил), но сделал все в точности как он рассказывал. Я никогда не курил, но после посадки стрельнул пару сигарет (одну за другой
) у техника. А парни из обслуги (загружали химикаты) все хвалили:"Говоришь, что первый год летаешь, а какие "вальсы" научился выписывать..." Все происходило у них на виду, поле было рядом. Главное, что выкрутился и извлек ХОРОШИЙ УРОК! Тогда я учился еще на своих ошибках...