всегда меньшее количество рядов слева. Верно ли мое наблюдение, и, если верно, то по каким сображениям именно слева меньшее число сидений.
Не совсем так. У DC-9 и MD-80 "Свиссэйр" (эконом) и "Остриэн" (весь салон), и "Фоккеров 100" "Свиссэйр" по три ряда по левому борту и два по правому.
Но в общем при асимметричной компоновке чаще встречается меньшее число кресел по левому борту.
Думаю, это связано с тем, что входные двери именно слева. Вопрос не только в том, что пассажирам надо сделать на два шага меньше от двери до прохода, а в том, что можно увеличить размеры кухонь у вестибюлей.
Кстати, особенность "Дугласов" и F100 как раз в том, что задняя кухня по левому борту, и занимает только часть салона. И за счёт компоновки типа "три слева - два справа" можно либо увеличить её ширину, либо хотя бы сделать шире проход между нею и креслами по правому борту.
В Ил-14П с тремя рядами один ряд был справа, как и дверь. Тогда стандарты starboard/portboard не совсем устоялись. Во всяком случае, до МГА СССР они ещё не дошли.
ЯК-40, где 1+2. У какой авиакомпании такие?
Это исходная версия, на восемь рядов 2+1.
В 1969 году появилась возможность увеличить взлётную массу и, соответственно, грузоподъёмность. Поэтому добавили девятый ряд, получилось 27 мест. Ради этого уменьшили объём багажника.
В 1973 году сделали кресла поуже и поставили 2+2, но вернулись к восьми рядам, чтобы увеличить багажник.