Прочитал много страниц весьма интересной темы про катастрофу SSJ. К сожалению, не все - она растет быстрее, чем я успеваю ее читать.
Мельком посмотрел на соседнюю тему о грозозащите.
И не могу понять, почему никто даже не вспоминает отдельную грозозащиту вычислительных блоков современного самолета, основываясь на немного другой концепции передачи сигнала, в отличие от стандартных проводов.
Я прекрасно понимаю тех, кто говорит, что пилотам нужно уметь управлять самолетом в любом режиме, в том числе и без участия компьютера. Но поговорить хочу о защите компьютеров от сбоев электросети и наведенных молнией сильных ЭМ импульсов.
Что мы имеем сейчас, насколько я понял?
Самолет является клеткой Фарадея, но не полноценной. Кроме того, он имеет антенны, и прочие механизмы, которые не защищены этой клеткой. Следовательно, их поражение молнией, при всех возможных защитах, все-таки, возможно.
При этом, эти элементы электрически соединены с другими узлами самолета. Пусть и с дополнительными защитами. Но внезапный импульс может пробить защиту, и повредить то, что повреждено быть не должно.
Если я в чем-то неточен, поправьте, пожалуйста.
В данном случае, в катастрофе Суперджета, были, насколько я понял из обсуждения, временно выведены из строя три основных компьютера самолета, что привело к переводу воздушного судна в ручной режим управления, и, возможно, стало одним из решающих факторов, которые привели по цепочке к гибели пассажиров. Даже если это не так именно в этом случае, судя по теме о крушении SSJ, это _может_ быть так.
Мой вопрос вот в чем.
Почему не делают хотя-бы один резерв управляющих линий самолета, основанный на передаче сигналов не через токопроводящие, а через оптические сигнальные линиии(оптоволокно, давно и очень широко используемая технология передачи данных), причем с дублем компьютеров, находящихся в строгих клетках Фарадея?
Более расширенно.
Современный компьютер, даже в промышленном защищенном исполнении - довольно маленькая по размерам, и не требующая много энергии, штука. То есть, компьютер способен от небольшого аккумулятора работать более суток. Пример - любой мобильник, в каждом из которых несколько отдельных процессоров(центральный, графический, процессоры на симках, нередко отдельные вычислители в модулях связи), и все это работает от батареи. Понятно, что мобильник выполнен в "пользовательском" варианте, но его промышленная версия не будет отличаться на порядки по мощности и габаритам.
Оптоволокно - альтернатива проводам для передачи сигналов. Причем, передача сигнала оптическим методом быстрее и точнее, чем электрическим, а само оптоволокно стоит недорого, и абсолютно не подвержено вообще никакому электромагнитному влиянию, вплоть до ЭМИ термоядерного взрыва - фотоны не взаимодействуют ни друг с другом, ни с виртуальными фотонами-носителями ЭМ поля вообще никак.
Вычислительный блок может быть выполнен в виде строгой клетки Фарадея из металла, плюс небольшой области в любой из стенок, сделанной из токопроводящих, но прозрачных в оптическом диапазоне, элементов, таковые имеются. Внутри - компьютер, и батарея, рассчитанные на автономную работу минимум в два максимальных полетных времени самолета. Соединены вычислительные блоки между собой, а также с кабиной, датчиками, механизмами управления самолетом, оптическим волокном.
Электрически вычислительные блоки не соединены ни с чем во время полета, они в строгих клетках Фарадея, и пока клетки сами не разрушены, им не страшно ЭМ поле абсолютно любой силы. То же касается оптических кабелей.
После посадки в вычислительных блоках может открываться, механически, ниша в стенке, и туда подсоединяться зарядный кабель. То есть, когда самолет на земле, автономные вычислительные блоки могут заряжаться от общей электросистемы самолета, в основном от основных аккумуляторов. Много заряда там не нужно.
С учетом того, что эта идея, которая, вообще говоря, лежит на поверхности, нигде толком не обсуждается, прошу сказать, почему так, и какой критический фактор я не учитываю.