Сначала хоть так:
Почему при преодолении звукового барьера слышится хлопок?
А подробнее кто-нибудь кончавший в университетах, со знаниями материи и навыками педагога, продолжит.
Сверхзвуковой самолёт в путешествии "за звуковым барьером" всегда "везёт с собой" ударную волну. По-научному "
скачёк уплотнения".
Изнутри самого самолёта в момент прохождения "звукового барьера" никакого взрыва не слышно. Да и никакого "барьера" не видно. Просто так в сказке сказывается про изменение свойств обтекания воздушного судна воздухом: "
Звуковой барьер".
Воздух на передних кромках летательного аппарата под давлением самого аппарата с ростом скорости сжимается, сжимается... и, наконец, досжимается до ударной волны.
Которая
всегда с тобой всегда привязана к самолёту, пока он летит быстрее звука. (Таковы свойства атмосферы планеты Земля, или, как говорят преподаватели в некоторых странах: "Такова воля Аллаха").
Отсюда (из волочения с собой своей ударной волны) два, как минимум, следствия:
а) высокий на сегодняшний день расход топлива и дороговизна (во времена Ту-144-и-компании бензин-керосин были дешевле, и полюс политика вносила вклад);
б) неможливость для Конкорда летать над городами, и, соответственно, над сушей вообще (почему он радовал пассажиров сверхзвуком над океаном).
...И когда эта влекомая воздушной колесницей ударная волна проходит через ничего не подозревающего слушателя на земле, он слышит "взрыв"...
P.S.:
Красиво смотрящийся в кино и на
цирковых представлениях эффект с коническими облаками тумана вокруг самолёта не является свидетельством никакого прохождения никаких барьеров, включая звуковой. Хотя и иллюстрирует, в известной мере, обтекание воздухом аппарата и распределение давлений. А происходит туман из того, что самолёт расталкивает воздух, и тот с одной стороны сжимается, а с другой расширяется. А как известно из курса прочистки компьютера сжатым воздухом, и курса огнетушения огнетушителем, когда газ расширяется у него падает температура. И вот в случае с самолётом, демонстрирующим "конусы тумана", температура воздуха в областях пониженного давления падает ниже точки росы. И больше ничего. Именно поэтому номер удаётся особенно хорошо при пролёте на небольших высотах над водными пространствами -- нужно много влаги в воздухе.