Думать просто некогда, всё должно быть продумано и отрепетировано заранее.
Да, в пилотировании бывает, требуется быстрая реакция пилота.
Лично я был свидетелем и участником в одной научной работе по психофизиологии и реакции курсантов-штурманов и курсантов-пилотов.
Всё просто. У нас, в самом большом высшем лётном училище ГА было много кафедр. В том числе были и преподователи по психофизиологической подготовке летного состава.
Профессор Макаров и его состав преподавателей вели и научную работу.
Материал для них был в достатке. В качестве подопытных кроликов, испытуемых, были сами курсанты. Благо, их хватало для широкой выборки и статистических расчетов.
Ведь у нас на каждом курсе была рота пилотов (~100 курсантов) и две роты штурманов (~200 курсантов).
Еще было по соседству среднее специальное училище УВД, готовили будущих диспетчеров УВД ГА.
УВД - управление воздушным движением.
Благодаря географическому соседству и тесным связям обоих преподавательских коллективов, курсанты тоже общались не только в быту, но и были различные ознакомительные занятия.
Курсанты-пилоты общались с курсантами-штурманами и курсантами-диспетчерами без проблем. Курсанты-штурманы тоже. Летали на КТС Ан-24 совместно курсанты-пилоты и курсанты-штурманы.
И все ходили на диспетчерские факультеты. В те 80-е годы кафедра английского языка распологалась в учебном корпусе диспетчеров (их тоже было по роте на каждом курсе). Благодаря этой кафедре, начиная со второго курса большинство курсантов успешно освоили фразеологию радиообмена на английском языке, были и дополнительные платные курсы.
Будущие штурманы ходили на диспетчерские тренажеры. Лично я до сих пор помню, как попробовал себя в роли диспетчера подхода, на тренажере. Сложно, когда много бортов, запомнилось.
А курсанты-диспетчеры тоже не лыком шиты, проходили и лётную подготовку. Тоже на наших учебных самолетах Ан-24УШ, учебно-штурманских. Как и курсанты-штурманы, но в объеме поменьше, не 200 - 300 часов, а порядка 50 летных часов. Чтобы лучше представлять работу экипажа и как выглядят из кабины обход гроз и плохие метеоусловия на посадке. Специально такие условия не подбирали, но за 50 часов налета условия всякие у кусантов-диспетчеров бывали.
По-моему, с 1989 года училище диспетчеров присоединилось к КВЛУ ГА. И таким образом помимо факультета лётной эксплуатации (ФЛЭ, курсантов-пилотов) и факультета воздушной навигации (ФВН, курсантов-штурманов), был и факультет управления воздушным движением (ФУВД, курсанты-диспетчеры).
В плане обучения это шло только на пользу. Пилоты и штурманы получше понимали работу диспетчера, ведь ходили на занятия и в их учебные классы и на тренажер. Будущие диспетчеры тоже летали и на наших учебных самолетах Ан-24УШ. Этих самолетов, на 9-11 курсантов, у нас было в достатке. Точное количество не скажу, но более десятка Ан-24УШ у нас в КВЛУ ГА было. Были и Ан-26. Были и самолеты первоначального обучения для пилотов, в основном это были самолеты Як-18Т.
Ну и вот, хочу уж закончить свой рассказ. Мне нравилась та атмосфера общения с диспетчерами, в работе и вне работы. Было взаимопонимание. Впрочем, оно и осталось.
Задачи у диспетчеров, можно так сказать, стратегические.
Они планируют и управляют воздушным движением. И обычно им не нужна реакция пилота 0,3 сек. Нужно правильное выполнение того, о чем было подтверждение в радиообмене.
Поэтому и реакция 3 - 10 секунд на указание диспетчера, думаю, вполне нормальная. Для начала выполнения манёвра. Например, смены эшелона или изменения курса.