Вопрос чайника - ответ специалиста

Реклама
Система предупреждения столкновения самолётов в воздухе (англ. Traffic alert and Collision Avoidance System, TCAS) — система самолёта, предназначенная для уменьшения риска столкновения воздушных судов. Система обозревает пространство вокруг воздушного судна, обнаруживая другие суда, оборудованные ответчиком системы TCAS. В случае возникновения риска столкновения, система предупреждает об этом пилотов. По стандартам ICAO, TCAS должен быть установлен на всех судах тяжелее 5700 кг или сертифицированных для перевозки более 19 пассажиров.
Полный текст статьи на русском языке можно прочитать тут.
 
Элероны — аэродинамические органы управления, симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла у самолётов нормальной схемы и самолётов схемы «утка». Элероны предназначены, в первую очередь, для управления углом крена самолёта, при этом элероны отклоняются дифференциально, то есть в противоположные стороны: для крена самолёта вправо правый элерон поворачивается вверх, а левый — вниз; и наоборот. Принцип действия элеронов состоит в том, что у части крыла, расположенной перед элероном, поднятым вверх, подъёмная сила уменьшается, а у части крыла перед опущенным элероном подъёмная сила увеличивается; создаётся момент силы, изменяющий скорость вращения самолёта вокруг оси, близкой к продольной оси самолёта.
%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B

Руль высоты́ — аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси.

Руль высоты представляет собой подвижную управляемую поверхность, отклонение которой вызывает движение самолёта по тангажу. В зависимости от аэродинамической схемы, руль высоты может быть установлен в различных местах самолёта. Согласно нормальной схеме, руль высоты является элементом хвостового оперения и расположен на задней кромке стабилизаторов. Схема «утка» предполагает переднее расположение рулей высоты; схема «бесхвостка» — замену рулей высоты элевонами. В большинстве сверхзвуковых самолётов применяются цельноповоротные стабилизаторы, не имеющие сочленений и отклоняемые целиком.

Выполняя манёвр по тангажу, пилот совершает взятие штурвала на себя, либо отдачу его от себя. Рули высоты при этом отклоняются соответственно вверх либо вниз, создавая кабрирующий либо пикирующий момент, а нос самолёта отклоняется вверх либо вниз.

Название «руль высоты» является исторически устоявшимся недоразумением: руль высоты управляет вовсе не высотой, а углом тангажа; а изменение скорости набора/потери высоты происходит лишь как следствие изменившихся угла атаки и подъёмной силы, причём это следствие не является обязательным: при недостаточной скорости взятие штурвала на себя может привести к падению самолёта.
%D0%A0%D1%83%D0%BB%D1%8C_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%8B

Руль направления — орган управления самолёта, расположенный в хвостовом оперении и предназначенный для управления самолётом относительно нормальной оси (то есть при помощи руля направления изменяется угол рыскания).

Представляет собой подвижную вертикальную плоскость, крепящуюся к килю.

Воздействие на руль направления осуществляется посредством нажатия на педали, расположенные в кабине пилота.

Руль направления на тяжёлых магистральных лайнерах используется, в основном, для корректировки курса на разбеге и пробеге.

В то же время на сверхзвуковых самолётах при больших скоростях полёта радиус разворота получается слишком велик, поэтому в канал крена вводят так называемый "перекрёстный сигнал по курсу". При этом с вводом самолёта в крен поворотом штурвала (отклонением РУС) одновременно с отклонением элеронов на некоторый пропорциональный угол отклоняется и РН.

При развороте с креном любой самолёт стремится к потере высоты, поэтому лётчику (или автопилоту) необходимо компенсировать возникающий пикирующий момент пропорциональным отклонением колонки штурвала (руля высоты) на себя.

%D0%A0%D1%83%D0%BB%D1%8C_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
 
Последнее редактирование:
То есть ситуация, когда TCAS даст обоим экипажам одинаковую команду, исключена?
 
Любимой поговоркой моего преподавателя по радио передающим устройствам была: "Читайте предложение до точки" (с) Ясюля.
Системы TCAS II разных самолётов согласовывают решение между собой перед тем, как выдадут указание пилотам, т. е. если система одного самолёта даст указание снижаться, то система другого самолёта даст указание увеличить высоту.
Значит в TCAS II такого случится теоретически не возможно. Просто TCAS не даёт указаний, а только предупреждает.
 
Элероны, Руль высоты, Руль направления
а не подскажете, что на этих рисунках изображено на крылышках, кроме элеронов?
Ну и двигателей разумеется.
Судя по рисунку там еще три пары поверхностей выделены.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Прочитайте тут про Механизацию крыла.
И на моём предыдущем посте кликните мышкой по выделенным (см. рис. ниже) ссылкам. Там более подробное описание.
 
MikVolg, варианты голосов есть? А то этот такой противноватый старушечий. Или это специально, чтобы экипаж не размечтался?
 
Вопрос вдогонку: на Б-767 в корневой части крыла есть такие щитки, которые в воздухе работают как элероны (отклоняются вверх-вниз), а после касания работают как интерцепторы (отклоняются вверх оба). Как они называются ?
 
Вопрос вдогонку: на Б-767 в корневой части крыла есть такие щитки, которые в воздухе работают как элероны (отклоняются вверх-вниз), а после касания работают как интерцепторы (отклоняются вверх оба). Как они называются ?
Сомнительно мне, чтобы "работающие как элероны" поверхности управления были в корневой части крыла. Ничего не путаете?
То, что "после касания отклоняется вверх", обычно называется спойлерами. В русском языке встречается также термин гасители подъемной силы.
Интерцепторы служат для управления по крену.
 
Крыло 767 имеет по два элерона ( наружный и внутренний) с каждой стороны, и только они работают вверх/вниз, и по шесть спойлеров с каждой стороны (4 - наружные, 2 - внутренние). Спойлеры отклоняются только вверх. В управлении по крену работают все 12 спойлеров, как воздушные тормоза - 10, при торможении после посадки работают все 12. Как то так.:)
 
Внутренние элероны расположены близко к фюзеляжу и используются только для управления креном, верно ?
 
ШУРА, Элероны ничем другим сроду не занимались. (о всяких гибридах помолчим).
 
Внутренние элероны расположены близко к фюзеляжу и используются только для управления креном, верно ?
Если смотреть от ф-жа, то на крыле 767 стоят:
1. внутренний закрылок ("над ним" - спойлеры №№5-6) - это спрямленный участок задней кромки
2. внутренний элерон
3. внешний закрылок ("над ним", ближе к корневой хорде - спойлеры №№1-4)
4. внешний элерон.

Почему на 767 стоит внутренний элерон, не знаю. Могу только предположить, что их используют на высоких скоростях, дабы избежать т.н. "реверса элеронов", не вкладывая массу в жесткость крыла.

Элероны используются только для управления по крену. Если у поверхности управления есть другие (дополнительные) функции, то она называется по-другому:
- флаперон / зависающий элерон - управление по крену + функция закрылка
- расщепляющийся элерон - управление по крену и по рысканию
- элевон (для схемы "бесхвостка") - управление по крену и по тангажу

Хотя кто его знает, может, на 767 действительно "элероны - гасители подъемной силы". Но смотреть мне в лом... :)
 
Реклама
Назад