Вопрос чайника - ответ специалиста

Подскажите пожалуйста, какие современные (серийные) авиационные двигатели, оснащены впрыском воды. И как это выглядит. Вспоминается только Ан-24 с впрыском воды в компрессор двигателя.

Вроде некоторые модели ТВ3-117 были оснащены впрыском воды перед КС. Вспоминается еще двигатель pegasus для хариерра... А вообще впрыск воды в компрессор/КС/турбину для современных авиационных гтд уже не актуален - запасы по мощности и гду компрессора у современных двигателей хорошие.

А вот для энергетических газотурбинных установок на базе конвертированных авиационных или судовых ГТД впрыск воды (а в основном случае - пара) в КС и турбину - широко распространенная практика - это дает существенное повышение мощности, КПД, уменьшение вредных выбросов и еще очень много всего... Схемы бывают самые разные, но довольно сложные - и обычно применяются в гту сложных циклов. В такиих циклах КПД конвертированного авиационного движка можно поднять с 25-30% до 50% !!! а мощность повысить на 40-50%... не говоря уж про парогазовые установки...

но это уже другая стихия, не авиационная)))
 
Последнее редактирование:
Реклама
Почему двигатели вращаются в разные стороны?
В разные стороны вращаются двигатели с пропеллером - поршневые (ПД) и турбовинтовые (ТВД). И если на старых самолетах (с ПД) действительно были "правые" и "левые" моторы, то у ТВД, строго говоря, двигатели одинаковые - разница только в редукторах, через которые идет привод винтов.
Делается это для того, чтобы самолет был "аэродинамически симметричным". Упрощенно говоря, несколько пропеллеров, крутящихся в одну сторону, стремятся накренить самолет "против вращения винтов". Чтобы парировать этот кренящий момент, приходится отклонять элероны, что увеличивает сопротивление самолета.
Особенно это значимо при двигателях большой мощности. Например, на транспортнике Эрбас А400 (мощность - 4х11 тыс. л.с.) винты на каждом крыле вращаются навстречу друг другу. У него два типа двигателей, различающихся редуктором, и два типа пропеллеров - левого и правого вращения.
Проблему "несимметричности по винтам" можно решить и по-другому - за счет соосных винтов, как это сделано на Ан-70 и на Ту-95/142/114.
 
Последнее редактирование:
Фигзнат... Вроде бы, с самого начала
Оказалось - не казалось.

"Истребитель Локхид Р-322 «Лайтнинг I» строился по британской спецификации скорее на основе ХР-38, чем YP-38 или Р-38-LO. На Р-322 стояли те же моторы Аллисон варианта «С», что и на ХР-38, правда винты обоих двигателей вращались в одну сторону - вправо..."

На самой первой версии изначально в самом деле ставили двигатели, вращавшие винты в разные стороны (потом прибегали к помощи редукторов, позволявших выставить вращение к законцовкам или к гондоле).

А вот что интересно... Попадался мне рассказ, якобы от лица пилота Ли-2. Там утверждалось, что немцы с земли вычисляли наши транспортники в темноте по звуку двигателей, и пилоты Ли-2 шли на хитрость: меняли направление вращения винтов, что позволяло сымитировать звук от немецких Ю-88.
Насколько правдоподобно?
 
скорее всего меняли шаг винта, а не направление вращения винтов.
Еще проще: меняли обороты одного из двигателей, чтобы частоты вращения несколько различались.
Отец, будучи б/м на С-47 / Ли-2 / "Каталине", в полете частенько спал - естественно, отрегулировав движки. Чтобы его разбудить, пилот чуть толкал один из РУДов - этого было достаточно.

ЗЫ: А смена направления вращения винта - это бред чистой воды...
 
Последнее редактирование:
Реклама
Делается это для того, чтобы самолет был "аэродинамически симметричным". Упрощенно говоря, несколько пропеллеров, крутящихся в одну сторону, стремятся накренить самолет "против вращения винтов". Чтобы парировать этот кренящий момент, приходится отклонять элероны, что увеличивает сопротивление самолета.
еще и гироскопический момент существует, который тоже при однонаправленных винтах будет причудливо влиять - для его компенсации можно крутить их в разные стороны.
Там утверждалось, что немцы с земли вычисляли наши транспортники в темноте по звуку двигателей, и пилоты Ли-2 шли на хитрость: меняли направление вращения винтов, что позволяло сымитировать звук от немецких Ю-88.
ЕМНИП фишка в том, что у немцев стояла автоматическая система управления газом и шагом, которая выравнивала обороты - но с некоторой точностью. И близкие частоты работы моторов. складываясь, производили биение частоты -которая и слышилась как вой. На наших же обороты выставлялись вручную - поэтому пилот мог их выставить на слух достаточно точно, что и делал, чтоб не выло. Ну и чуть рассогласовав обороты - можно было получить тот самый вой, который был характерен для немцев и будил б/м.
 
В разные стороны вращаются двигатели с пропеллером - поршневые (ПД) и турбовинтовые (ТВД).
Это на одном самолете имеете ввиду.
Ну а вообще ротора ТРД разных производителей так-же вращаются в разные стороны. За всех говорить не буду, но, в основном, наши против часовой стрелки, забугорные - по часовой.
 
Это на одном самолете имеете ввиду.
Ну а вообще ротора ТРД разных производителей так-же вращаются в разные стороны. За всех говорить не буду, но, в основном, наши против часовой стрелки, забугорные - по часовой.

появление ТРДД с противовращением роторов КНД и КВД свело все различия на нет))
 
Последнее редактирование:
Подскажите пожалуйста, на каких сайтах можно узнать дату выпуска, историю эксплуатации, а так же дату утилизации, либо списания ВС? Интересует информация как по отечественным самолетам, так и по ВС иностранного производства.
 
Подскажите пожалуйста, на каких сайтах можно узнать дату выпуска, историю эксплуатации, а так же дату утилизации, либо списания ВС? Интересует информация как по отечественным самолетам, так и по ВС иностранного производства.

http://www.planespotters.net/Production_List/index.php
http://www.planespotters.net/Airline/index.php
http://www.planespotters.net/Production_List/index.php
 
Последнее редактирование:
Имею счастье с балкона наблюдать самолетики на глиссаде, садящиеся в Пулково (или взлет, зависит от ветра). Поскольку в пространстве между мной и Пулково куча торчащих предметов, типа домов, опор ЛЭП, деревьев и т.д, у меня давно уже "пристреляны" контрольные точки, через которые проходит глиссада. И все самолеты, независимо от размера, идут именно через эти точки. Одна из них - очень удобная опора ЛЭП, по которой самолет проходит ровно пузом.

Недавно вдруг смотрю - садится большооооой самолет (ну, выглядит раза в два крупнее, чем самые крупные, которые я видела до того). Так вот он пролетел НАД этой опорой. Т.е. получается, что он садился по более крутой прямой, чем все остальные. Сел с первого раза, на второй круг не уходил - я на балконе еще долго была после этого, увидела бы такого здорового.

Понятно, что это все проекции в пространстве, глаз у меня не сильно алмаз и все такое :)
Но все же - глиссада для определенной ВПП всегда одинаковая или может меняться в каком-то различимом на глаз диапазоне? Или она зависит от размеров/типа ВС ?
 
глиссада для определенной ВПП всегда одинаковая или может меняться в каком-то различимом на глаз
Там ведь в воздухе не рельсы проложены.

\Если заход по ИЛС (наверно 99% заходов) то там угол наклона глиссады 3 градуса, или может быть 2,7. Вот эти самолеты и "касаются" ЛЭП. Если же по каким-то причинам заходили по ВОР или приводным, то наклон траектории мог быть и 3,5 и 4.

Может и другой фактор сказаться. Скажем, всегда заходят на дальнюю от Вашего балкона полосу, а тут вдруг кто-то большой садился на ближнюю, вот о оказалось что во-первых - БОЛЬШОЙ!, а во-вторых - ВЫШЕ!
 
.... на картинке ответы на многие вопросы "чайников", в принципе, всё просто :)
 
Последнее редактирование:
Реклама
Прошу прощения за возможные ошибки в терминологии, но у меня такой вопрос:
При рулежке самолета на ВВП, а точнее при движении его по дорожке ведущей к ВВП, самолет проезжает мимо (дальше скажу как вижу) каких-то "пистолетов / столбиков в виде пистолетов", которые находятся на газоне между той самой дорожкой, по которой движется самолет и ВВП. Их (этих столбиков) 4 штуки, стоят парами и "смотрят" друг на друга на сравнительно не большом расстоянии - что это, и зачем надо? (все разумные версии быстро закончились)
Видел в SVO, DME, в остальных тоже видел, но не помню в каком месте.
Заранее спасибо.

P.S. и еще часто встреча на форуме термин FFP, в отношении аэропортов - что это такое?
 
Последнее редактирование:
Назад