Bambolina,
1. Это самолеты с разными видами двигателей. Разница между ними обусловлена тем, что разные двигатели обеспечивают разные характеристики (высотные, скоростные, экономические), и это определяет, какой можно построить самолет. Поэтому, скажем, поршневые самолеты - это чаще всего маленькие самолеты с небольшой дальностью, а реактивные бывают очень разные, от высокоскоростных небольших (истребители, бизнес-джеты) до огромных с огромной дальностью полета.
Где почитать - не скажу. Наверное, википедия и гугл.
2. Дальность уже посчитана со всеми необходимыми запасами. Нюанс - встречный ветер сокращает дальность (он увеличивает время полета и самолет "как бы" пролетает большее расстояние по воздуху, чем действительно покрывает по земле). Дальше номинальной дальности можно лететь, если сократить загрузку (груз, пассажиры) и взять больше топлива. Это уже детали, определяемые для каждого конкретного типа самолета (и даже конкретного самолета), а также конкретного рейса, погоды, загрузки.
3. У пассажирских сейчас, скажем грубо, около 900 км/ч скорость и дальность - тут ошибусь, но порядка 18000 км. Что значит "круче"? Раньше были сверхзвуковые самолеты Ту-144 и Конкорд, сейчас они не летают. Они летали значительно быстрее. Военные самолеты могут достигать 3000 км/ч (и более).