Вопрос чайника - ответ специалиста

Экзот, Black Cat, Ну и зачем сравнивать машины разных классов (Ан-24 - 2, Як-40 - 3). Самолеты создавались-то для разных целей. Главным критерием была "малошумность" посравнению с Ан. На топливную эффективность в те времена внимания не обращали!
 
vim1964, я поняла, что это молния так бьет? А почему именно в нос? Стабилизатор, например, более высокий и раскидистый. Почему не в него?
 
"Моя" версия — град в грозовом облаке. Как от молнии может пострадать диэлектрическая краска? Да, антистатики у "сайтейшна" есть, но они то, как раз, не пострадали, да и начинаются не там, где мы видим повреждения.
Самолеты создавались-то для разных целей.
Оба МВЛ.
 
"Моя" версия — град в грозовом облаке.
Для града слишком локализованное повреждение. А молнии все равно диэлектрическая краска или нет. Молнии частенько попадают в совершенно диэлектрические деревья и разбивают их в щепки.
Бывает и в стабилизатор попадает, но гораздо реже. Почему именно в нос затрудняюсь ответить.
 
молнии все равно диэлектрическая краска или нет.
А под краской - не менее диэлектрический кок.
А остальная часть самолёта для града "видна2 под слишком острым углом.
Пока дерево живое, оно не диэлектрик. Да и мёртвое не всегда сухое.
 
Почему так происходит, не берусь судить.
Если лететь к грозовой области, а не проходить стороной (боком к грозе), то за хвостом самолёта - нулевой потенциал, а нос - самая близкая точка к положительному потенциалу. Аналог "самого высокого дерева в округе". Но, всё равно, непонятно почему именно в кок.
 
Как вариант: на концах крыльев, стабилизаторах, киле стоят разрядники антистатики. Получается, что электричество как бы стекает по ним. Значит потенциал этих точек ниже, чем потенциал носового обтекателя. А чем выше потенциал - тем выше вероятность попадания молнии. (Она как бы притягивается к этому месту).
 
Вполне возможно, тем более, что выходные отверстия обычно находятся рядом с разрядниками, либо выгорают сами разрядники.
 
Не коке тоже есть антистатики.
 
Экзот, я на приведённом фото их не увидел. Может у Вас есть фото, где они видны?
vim1964, вооот! В нос ударила и по полосам заряд стёк в воздух...
 
это полоска с "нашлёпкой"?
Да. Только это не "нашлёпка", а шляпка винта. То ли крепящего антистатик к коку, то ли соединяющего его с жгутиком металлизации — для заземления на остальную конструкцию самолёта - тем самым выравниваются потенциалы разных частей самолёта. На цессне-525 таких, ЕМНИП, четыре, расположенных примерно на 10, 2 и 4, 8 часов.
 
Экзот, если сравнить Ваше фото и фото Ташки на пред. стр. - то пятно подозрительно совпадает по форме с участком, до которого полосы антистатика не доходят.
Как будто при ударе молнии заряд начал растекаться по носу (попутно вспучивая краску) достиг полос антистатика и далее уже по ним (не причиняя больше вреда) стёк в атмосферу...
С другой стороны - вмятины. Как будто градом побило. Или кусочками льда. Лёд же вполне мог образоваться на участке, где проходил фронт грозы (или как там его)...