Всем доброго времени! 2 года назад на "Тактик Медиа" вышел ролик с Владимиром Чуковым про поиск Н-209 Леваневского. Собственно, про Н-209 там не много - к заглавной теме подошли минут за 10 до завершения видео. Чуков настаивал, что наиболее вероятной ему видится аварийная посадка ДБ-А на северном побережье канадского о. Элсмир, а если конкретно, то у маленького островка, 5-6 км в поперечнике, под названием Уорд-Хант. Я с помощью SAS-Planet скачал этот остров в максимальном разрешении (в меню следует выбрать спутник ESRI ArcGis Imagery), и обнаружил там... нет, не следы Н-209, а следы какой-то человеческой деятельности, более современной судя по всему. Самая большая постройка, и это подтверждает масштабная линейка, имеет длину 7-8 м, ширину 4-5. То, что эти объекты 100% рукотворные, подсказывает, что сам Уорд-Хант людьми изучен, и вряд ли какие-то следы экипажа Н-209 стоит искать именно на нем. Другое дело, что Чуков оговорился, что "черный на белом" остров Уорд-Хант вполне мог сыграть роль ориентира, маяка для терпящего бедствие самолета, а посадку Леваневский произвел на участке шельфового ледника неподалеку. В общем, у кого есть желание и время, качайте SAS-Planet с картами (с официального сайта, если компьютер ругается на отсутствие карт - качайте другую версию, которых предложено много), выбирайте ESRI и ищите по вышеуказанным локациям подозрительные объекты. К слову говоря, я за годы пользования ресурсом, на спутниковых снимках нашел много разного и интересного. Для многих не секрет, что существует вероятность сохранения ДБ-А Н-209 в относительно целом виде, потому что самолет имел невысокую скорость полета и довольно прочную конструкцию, по крайней мере центроплана, и разглядеть пусть частично разрушенный самолет, даже на общедоступных снимках с разрешением 0,2 м/пиксель, вполне возможно.
PS Что касается книги про цейтнот Леваневского, прочел ее с удовольствием, но меня несколько покоробило от домыслов автора про ГУЛАГ, мол в случае неудачи, Леваневского неизбежно ждал бы гнев Сталина и лесоповал Главного Управления лагерей. От таких строк отчетливо веет "Огоньком" времен перестройки. Неплохо разобравшись в теме полета Н-209, автор недостаточно разобрался в эпохе. Политические репрессии, согласно наиболее верифицированным данным от историка Земскова, 97,5% населения СССР не затрагивали ни в какой форме, а любимчика Сталина, максимум что ожидало в случае очередной неудачи - его вряд ли бы назначили на очередной перелет, "списав" на более рядовую работу в отрасли. Уважаемому автору я бы пояснил - Сталин отнюдь не был кровожадным маразматиком, кидавшим в застенки тех, кому вчера подписывал звезду Героя Советского Союза. И последнее... 1937 год, страна усиленно готовится к мировой войне. Плюс отголоски гражданской войны вылившейся в заговор Ежова и некоторых лиц в высшем руководстве страны. Что будет к 1938 году, и в какой диспозиции подойдут основные геополитические игроки к неминуемой войне, никто точно не знал. Поэтому, заявление автора про ошибку Сталина (которая не исключается, в принципе), мол надо было подождать лучшего сезона для перелета в США, это слишком опрометчивый домысел.
PS2 По поводу книжки Мулдашева о золоте Леваневского. Какая-то полуфентезийная ерунда. Зачем везти 5 тонн золота во время опасного перелета, главная цель которого - репутация, престиж страны, что стоят гораздо дороже этих 5 тонн? Впрочем понятно, почему падкий на эзотерику и идеализм Мулдашев ухватился именно за "золотой след" в этой истории. К тому же, его золотую лихорадку подогревали местные жители, которые в силу малой образованности и большой суеверности, разумеется, объясняли интерес белых людей к этим краям конечно же алчностью, растущей из желания завладеть желтым металлом. И последнее - на ресурсе airdisaster.ru не оказалось никакой катастрофы жиганского вертолета, и вряд ли это можно списать на какую-то отдельную секретность.