Вчера и сегодня на 1 канале показывали фильм о перелетах через Северный полюс в Америку. Инициатор этих перелетов С. Леваневкий и его экипаж исчезли в Арктике. Попытался скомпоновать более менее известные факты и свои наблюдения о прохождении р/волн и вот что получается.
(цитаты из воспоминаний, собранные из разных постов):
-"Ленинградский радиофизик Л.П.Куперов:
« Анализ условий радиосвязи показывает, что, во-первых, радиоприём сигналов бортовой радиостанций в Якутске(15:58,примечание
автора.) и на мысе Шмидта(17:53,примечание автора.) соответствует действительности. Наиболее вероятный район вынужденной
посадки после последнего радиоприёма на мысе Шмидта находился около полюса относительной недоступности, т.е. к западу от района
поисков, на меридиане 180 градусов около 81 градуса 5 минут северной широты. Примерное время вынужденной посадки – 20 часов 13
августа».
Эту версию разделял и инженер из Самары В.Пикуль.
-Герой Советского Союза, лётчик- испытатель М. А. Нюхтиков (вместе с Николаем Кастанаевым испытывал ДБ-А -Н-209 в 1936 году) :
«… Если они шли в облаках по гирополукомпасу, то могли отклониться вправо : этот прибор имел такое свойство - уводить в эту сторону.
Когда отказал крайний правый мотор, отклонение усилилось, к тому же остановившийся пропеллер работал, как своего рода воздушный
тормоз, ведь флюгировать его, ставить лопасти по потоку, тогда не умели. Как дела у экипажа пошли дальше - после последней
«радиограммы, не знаю, а гадать не хочу…»
-....,у штурмана Н-209 Виктора Левченко(флаг-штурман авиации Балтфлота)была карта Арктики,разбитая на пронумерованные квадраты.Они обозначались для передачи на борт метеосводок.Квадрат 34-это район Канадского Арктического архипелага.В целях сокращения текста все радиограммы передавались с борта самолета цифровым кодом.Эта радиограмма звучала так:"...48340092..."Цифры означают:
48-предполагаем совершить посадку в...;
92-Леваневский;
3400-?
Если они собирались садится в 34 квадрате, но т.к. гирокомпас и неработающий двигатель вызывали откллонение вправо, то вполне могли оказаться в точке, определенной р/физиком Куперовым - около 81 гр.5 мин сев. и меридиане 180 гр. Если теперь принять как достоверную радиограмму от 30 сентября 1937 г., принятую радистом т/х "Батум" в Магадане , т.к. в утренние часы (радистам это было известно) наблюдается очень дальнее прохождение даже на средних волнах, то получается, что координаты 30/09/1937 соответствуют местоположению самолета. Дрейф льда в этом районе показан на рисунке, может он так и дрейфовал долгие годы, или более вероятно, ушел под воду в трещины.